Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Как поймать свое счастье за ногу? Традиции празднования Сурхури

Как поймать свое счастье за ногу? Традиции празднования Сурхури 10.01.2024

Кроме празднования Нового года современные чуваши отмечают традиционный праздник Сурхури – день зимнего солнцестояния. Именно этот день в старину считался для чувашей официальным началом года. Сурхури обычно празднуют целую неделю. После принятия христианства праздник закрепился между Рождеством и Крещением. Но изначально ничего общего с этими датами не имел, Сурхури – это праздник молодёжи, веселья, шалостей и дурачества.

Сурхури – праздник старинный, с богатой историей. Считалось, что в день зимнего солнцестояния происходит обновление. Как и многие народы, чуваши подметили, что в определенный день ночь постепенно начинает отдавать свою власть свету. Это связывали с победой света над тьмой в природе, и добра над злом внутри человека. С этим связано множество чувашских легенд и преданий. Считается, что в этот праздник человек способен получить желаемое, поскольку добрые боги слышат его мольбы.  Во время празднования Сурхури устраивают новогодние гадания, песни, танцы, игры. Важной частью Сурхури также считается проведение обрядов для получения хорошего урожая и приплода скота в новом году.

К празднику готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). В день Сурхури пекли пироги и обязательно был пирог с горохом, для начинки которого жарили предварительно размоченный горох.

В течение праздничных дней проводилось множество обрядов, обычаев, гаданий, существовали различные приметы. С одним из них связано и название праздника: сурǎх  ури значит «овечья нога». В этот зимний праздник в тёмном хлеву парни и девушки ловили за ноги овец и завязывали на них веревочки. А утром снова шли в хлев и смотрели: если была повязана нога белой овцы, то жених (невеста) будет светловолосым, если веревка была на ноге пестрой овцы, то будущий жених (невеста) будет некрасивым, если черной - суженый будет темноволосым.

Праздник обычно начинали дети. Как правило, в первый день Сурхури ребятня и молодёжь отправляются по дворам, развлекая соседей песнями и небольшими театрализованными постановками, в которых могут присутствовать как религиозные христианские, так и языческие мотивы. Музыка, сопровождавшая песни, была весьма необычная. Мелодии исполняли с помощью трещоток и печной заслонки. Последнюю в качестве музыкального инструмента использовали для привлечения удачи и отпугивания злых духов. Например, дети запевали песню о том, что наступил Сурхури, и что, если хозяева не дадут им пирога, овца сломает ногу, если дадут — нога срастется. Хозяева угощали их пирогами, обсыпали орехами, семечками, жареным горохом. Поступали так, чтоб год был благополучным. Еще одна интересная традиция связана с детьми. В старину всю одежду шили из домотканого холста, для которого выращивали лён. По поверью, если дети скатятся с самой длинной горки, лён будет особенно высоким. Поэтому взрослые будили детей и отправляли их развлекаться на санках.

Во время празднования Сурхури по вечерам в одном из домов будущей невесты устраивался «девичий пир» - нартукан. В этот день все девушки селения собирались в самой большой избе: танцевали, пели, игрли в игры и лакомились угощениями.

Праздник отмечался по чувашской традиции в складчину – целыми селениями. Тогда соседи ходили друг к другу в гости или выбирали большой дом и совместно провожали уходящий год. Угощали друг друга орехами, горохом, пирогами со словами: «Пусть скотина будет плодовитой, как стручок гороха; упитанной, тучной, как размоченный горох; выносливой, как жареный». В Сурхури примечают, кто первым придет в гости: если это мужчина или мальчик, значит, корова принесет бычка; если женщина или девочка — то телку. Первого гостя обязательно старались усадить на подушку. При этом гость должен был сидеть спокойно, смирно, так как существует поверье, что если этого не делать, то курица не будет высиживать цыплят.

Новогоднее веселье в Чувашии завершает Кашарни, день, который отмечают на Крещение. Люди собирались в одной избе, пели песни и веселились. Мужчины варили пиво, женщины занимались выпеканием пирогов. К вечеру, когда продукты уже были на столе, начиналось большое торжественное застолье.

В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому молодёжь веселилась до утра. Обязательной частью праздника Сурхури были новогодние катания на санях, запряженных нарядно украшенными конями. 

Большинство этих традиций сохранились и сегодня, несмотря на то, что утратили свое сакральное значение. Чуваши в сельской местности и в городах продолжают отмечать Сурхури и проводить традиционные обряды.

 




Возврат к списку