
Светлые дни святой Пасхи у католиков и протестантов продолжаются. И мы расскажем об еще одной пасхальной традиции.
С конца XIX века одним из красочных и неотъемлемых художественных атрибутов Праздника праздников становится пасхальная открытка.
Вообще история открыток, то есть «открытых писем», уходит в глубокую древность и насчитывает не одно столетие, а возможно, и тысячелетие.
Одни называют родиной открыток Египет. Другие указывают, что прообразом открытых писем могли стать своеобразные «визитные карточки», распространенные в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету, как утверждают некоторые исследователи, если посетитель не смог застать человека, которого хотел поздравить, он мог оставить на пороге дома свою визитную карточку с пожеланиями к празднику.
Но как бы то ни было, считается, что непосредственным прообразом современных открыток стали гравированные карточки, созданные во Франции во второй половине XVIII века. Большой популярностью, правда, они тогда не пользовались по вполне понятным причинам: в ту эпоху сама мысль об «открытости», нарушении конфиденциальности письма казалась абсурдом.
Однако спустя столетие такие послания стали популярными, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.
Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой. Так в Европе появились первые пасхальные печатные открытки.
Сегодня мы расскажем об истории создания пасхальных поздравительных открыток и предложим небольшую подборку из дошедших до наших дней открыток, отпечатанных еще более ста лет назад.
Открытки традиционно печатали в Германии по заказу крупных книжных лавок. И каких только не придумывали: “рельефные изящной работы”, “блестящая эмаль”, “глянцевые”, “эмаль с золотом”, “аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн”.
Тогдашнюю жизнь невозможно было вообразить без открыток. Купить их можно было всюду: в писчебумажных и табачных лавках, на вокзалах, в храмах и в музеях. Открытками украшали дом, их коллекционировали. Для коллекционеров выходили роскошные альбомы и специальные журналы.
Особенной популярностью пользовалась немецкая открытка, по качеству изображения превзошедшая открытки всех других стран. В Германии заказывали открытки Англия, Америка и, конечно, Россия. Только немецкие типографы делали толстые хромолитографированные открытки с глубоким тиснением впрессованным шелком, золотом, вклеенными прическами и шляпками, глянцевым покрытием, присыпкой битым стеклом. В Европе печатали открытки не только на специальном открыточном картоне, но и металле, коже, шелке (последний дублировался полукартоном), пластмассе, фанере. В Австрии и Франции печатали открытки фототипией или фотогравюрой и раскрашивали акварелью.
Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы. Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
С конца XIX века одним из красочных и неотъемлемых художественных атрибутов Праздника праздников становится пасхальная открытка.
Вообще история открыток, то есть «открытых писем», уходит в глубокую древность и насчитывает не одно столетие, а возможно, и тысячелетие.
Одни называют родиной открыток Египет. Другие указывают, что прообразом открытых писем могли стать своеобразные «визитные карточки», распространенные в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету, как утверждают некоторые исследователи, если посетитель не смог застать человека, которого хотел поздравить, он мог оставить на пороге дома свою визитную карточку с пожеланиями к празднику.
Но как бы то ни было, считается, что непосредственным прообразом современных открыток стали гравированные карточки, созданные во Франции во второй половине XVIII века. Большой популярностью, правда, они тогда не пользовались по вполне понятным причинам: в ту эпоху сама мысль об «открытости», нарушении конфиденциальности письма казалась абсурдом.
Однако спустя столетие такие послания стали популярными, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.
Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой. Так в Европе появились первые пасхальные печатные открытки.
Сегодня мы расскажем об истории создания пасхальных поздравительных открыток и предложим небольшую подборку из дошедших до наших дней открыток, отпечатанных еще более ста лет назад.
Открытки традиционно печатали в Германии по заказу крупных книжных лавок. И каких только не придумывали: “рельефные изящной работы”, “блестящая эмаль”, “глянцевые”, “эмаль с золотом”, “аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн”.
Тогдашнюю жизнь невозможно было вообразить без открыток. Купить их можно было всюду: в писчебумажных и табачных лавках, на вокзалах, в храмах и в музеях. Открытками украшали дом, их коллекционировали. Для коллекционеров выходили роскошные альбомы и специальные журналы.
Особенной популярностью пользовалась немецкая открытка, по качеству изображения превзошедшая открытки всех других стран. В Германии заказывали открытки Англия, Америка и, конечно, Россия. Только немецкие типографы делали толстые хромолитографированные открытки с глубоким тиснением впрессованным шелком, золотом, вклеенными прическами и шляпками, глянцевым покрытием, присыпкой битым стеклом. В Европе печатали открытки не только на специальном открыточном картоне, но и металле, коже, шелке (последний дублировался полукартоном), пластмассе, фанере. В Австрии и Франции печатали открытки фототипией или фотогравюрой и раскрашивали акварелью.
Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы. Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.









