Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Каталог российского бесправия и укор высшей власти: «Путешествие из Петербурга в Москву». Часть 2

Каталог российского бесправия и укор высшей власти: «Путешествие из Петербурга в Москву». Часть 2 14.05.2025

Источником сведений об устройстве разных областей жизни и экономики, в том числе теневой, стала для писателя служба: в молодости как протоколист в первом департаменте Сената он составлял экстракты всех разбиравшихся дел, читал рапорты губернаторов об урожаях, торговле, побегах крестьян, бунтах, болезнях и смертности населения; челобитные давали ему представление о разных злоупотреблениях и преступлениях чиновников, судей, помещиков. Перейдя в мае 1773 года на должность обер-аудитора (юриста) в штаб командующего Финляндской дивизией генерал-аншефа Якова Брюса, Радищев имел возможность познакомиться с жизнью армии; в 1777 году будущий писатель поступил на должность в Коммерц-коллегию, решавшую все вопросы торговли, а затем в Петербургскую таможню. Отсюда его познания в вексельном праве, в уловках, позволявших дворянам продавать крестьян незаконно.

Сначала Радищев попытался опубликовать книгу в Москве. Однако «Путешествие» не пропустил цензор, более того — типографщик, которому он хотел отдать рукопись, отказался печатать крамолу. Тогда Радищев решил завести свою типографию. Такую возможность давал ему указ 1783 года, дозволявший создание «вольных» типографий. Радищев купил типографский станок и напечатал книгу у себя дома с помощью служащих Петербургской таможни и крепостных своего отца. Однако книге ещё предстояло пройти цензуру в петербургской Управе благочиния, и на сей раз Радищев, на удивление, не встретил препятствий.

22 июля 1789 года обер-полицмейстер Никита Рылеев пропустил книгу, просто её не прочитав.

В мае 1790 года книга была отправлена книготорговцу Зотову. Тираж составлял не более 650 экземпляров. Судьба этого тиража была печальна: около 600 экземпляров были уничтожены автором в ожидании обыска и ареста. Всего 26 экземпляров поступило в продажу, а несколько Радищев разослал знакомым. В настоящее время известно лишь 13 типографских экземпляров «Путешествия».

Поскольку почти весь тираж «Путешествия» был в ожидании ареста уничтожен Радищевым или конфискован, широкой реакции на книгу не последовало. Редкие её первые читатели восприняли «Путешествие» как политический манифест. Власти узнали о существовании книги и изъяли её из оборота. Люди передавали «Путешествие» из рук в руки и делали списки. Вскоре после выхода «Путешествия» экземпляр попал в руки Екатерине II, которая прочитала его с большим вниманием, возмутилась и распорядилась начать следствие. Хотя книгу свою Радищев напечатал анонимно, авторство его раскрылось почти сразу.

Радищев был посажен в Петропавловскую крепость, допрошен следователем и после суда приговорён к смертной казни Государственным советом. По случаю заключения мира в войне со Швецией Екатерина отменила смертный приговор, заменив его ссылкой в сибирский Илимск. Павел I, взойдя на престол, вернул ссыльного писателя с предписанием жить в его селе Немцове, а амнистировал его только Александр I.

Радищев был возвращен из ссылки и вновь стал выступать с программой преобразований в стране, но не найдя поддержки, 11 сентября 1802 года принял смертельную дозу яда.

«Путешествие из Петербурга в Москву» осталось почти неизвестным и сделалось библиографической редкостью, хотя и ходило в списках. Только в 1905 году появилось первое полное научное издание «Путешествия из Петербурга в Москву», впоследствии книга издавалась большими тиражами и стала достоянием литературного наследия.

Книга имела влияние в обществе, а темы, затронутые в ней, зазвучали позже в творчестве Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Герцена.

В России строгий цензурный запрет на полное издание «Путешествия» был снят только в начале ХХ века. Радищев – воплощенная совесть России. Он опередил свой век и вошел в историю под именем первого русского революционера.

В 1914 году в статье «О национальной гордости великороссов» В.И. Ленин упомянул Радищева как родоначальника русского освободительного движения — ему наследовали в этом ряду декабристы, затем разночинцы 1870-х годов, а затем рабочий класс и, наконец, крестьяне. Впоследствии фигура Радищева как «первого революционера» прочно утвердилась в советском литературоведении. К тому времени, когда «Путешествие из Петербурга в Москву» нашло читателей, язык его безнадёжно устарел — книгу можно и сегодня считать толком не прочитанной широкой публикой.

Однако сама структура литературного путешествия, наполненного размышлениями о страдании народном, оказалась живучей — можно вспомнить и поэму Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», и документальный фильм Андрея Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву», где режиссёр буквально повторил маршрут Радищева, чтобы посмотреть, как изменилась жизнь между столицами за истекшие два столетия.

Творчество А. Н. Радищева и сегодня чрезвычайно важно для понимания общей картины развития литературного процесса в России и решения проблем воспитания и нравственного самосовершенствования ее граждан.

 

По материалам: https://dzen.ru/a/Z7xHfETn6mvaAycm, https://natlibraryrm.ru/а-н-радищев-путешествие-из-петербург/, https://polka.academy/articles/643




Возврат к списку