
Уже сейчас во многих странах готовятся к встрече Навруза – Нового года по солнечному календарю. Мы начинаем серию публикаций о том, как празднуют Навруз представители разных народов, проживающих в Самарской области.
Навруз – праздник весны и обновления природы, который широко отмечают в день весеннего равноденствия во многих странах мира, исповедующих ислам. Он известен под разными именами – Навруз, Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз. Однако возник этот праздник задолго до появления ислама: его происхождение уходит корнями в глубокую древность и связано с древнеиранским культом Солнца, а также именем пророка Заратуштры. Первое же письменное упоминание Навруза относится к священной «Авесте». В первые века нашей эры его переняли тюркские народы Средней Азии, а после принятия ислама он превратился в праздник, отмечаемый всеми мусульманами в день весеннего равноденствия, когда Солнце входит в созвездие Овна.
Несмотря на сохраняющиеся общие черты, празднование Навруза происходит в соответствии со сложившимися национальными традициями. Сегодня мы расскажем вам о традициях и особенностях встречи дня весеннего равноденствия казахского народа.
Наурыз мейрамы – один из горячо любимых и почитаемых традиционных праздников у казахского народа.
Наступление Наурыза у казахов издревле считалось временем перемен, поэтому к празднику начинали готовиться за несколько недель. Накануне Наурыза старались простить все обиды и оставить все неприятное в уходящем году, наводили порядок в жилищах, заранее готовили яркие праздничные наряды. В день праздника накрывали богатый дастархан: считалось, что щедрое празднование Наурыза принесет в дом изобилие и успех в предстоящем году. Присутствие цифры «7» в период празднования являлось обязательным — она символизировала 7 дней недели, временных единиц бесконечной вселенной.
Главным ритуальным блюдом Наурыза у казахов являлся наурыз-коже, состоящий из 7 ингредиентов, мяса, воды, муки, масла, пшена, соли и молока, олицетворяющих радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. Блюдо затем разливали в семь чаш и ставили перед мудрыми старцами-аксакалами. Кроме того, каждый хозяин должен был пригласить семерых гостей, а также сам побывать в семи домах.
Главным напитком на праздничном столе являлся кумыс, приготовленный из кобыльего молока. Обязательно готовили баурсаки – жаренные в кипящем масле круглые кусочки теста.
Празднование Наурыза не обходится без различных национальных игр, как правило, носящих состязательный характер. Обычно праздник начинался с «айтыса», импровизированного поэтического состязания двух акынов – поэтов, а заканчивался народными играми, в которых принимали участие как взрослые, так и дети.
В силу кочевого образа жизни и необходимости готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки на новые места, у казахов были широко распространены всевозможные игры и соревнования, связанные с лошадьми. В день весеннего равноденствия молодые джигиты мерились силой в «байге» – скачках по пересечённой местности на большие расстояния, победа в которых зависела исключительно на выносливости лошади. Известно, что перед скачками наездники заплетали хвост и гриву своих скакунов в косы, вплетая в них перья филина или специальные амулеты, для того, чтобы защитить их от сглаза.
В праздник Наурыз не только юноши, но и девушки участвовали в конных играх. В национальной игре «кыз-қуу» («догони девушку») девушка и юноша верхом на лошадях выходили в поле. Если в состязании одерживал победу джигит, он получал право на руку и сердце девушки – согласно древнему обычаю, по которому, прежде чем жениться, юноша должен был доказать свое мастерство наездника, а также умение держаться в седле. Если он не догоняет девушку, то на обратном пути она должна догнать парня и ударить его плетью. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся.
Среди интеллектуальных развлечений любимой была настольная игра «тогыз-кумалак» (от каз. «тогыз» - девять), в основе которой – число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным. Для игры использовали деревянную доску, но иногда могли обходиться без неё – для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.
Вечером молодежь собиралась покататься на качелях «алтыбакан», специально устанавливаемых по традиции в день праздника.
отдел международных проектов
ГКУ СО «Дом дружбы народов»






