Палехская роспись - один из сложнейших видов живописи, аналогов которой в мире нет. Мастера работают в уникальной самобытной технике, которая требует не просто определенной выучки, но знания древних традиций. В своей работе они используют особые материалы. К примеру, расписывают изделия только тонкими беличьими кисточками плоской формы или в форме веера. Они не имеют привычной деревянной ручки и называются лампензелями. Для палехской миниатюры мастер использует темперные краски, которые традиционно создают на основе желтка и разбавленного в воде уксуса. Уксус служит консервантом, а желток — связующим, клейким веществом. В полученную смесь добавляют цветные пигменты.
Процесс создания палехской миниатюры — сложный и трудозатратный. Каждое произведение, будь то шкатулка, брошь, заколки или игольницы — маленькие, а роспись проработана в тончайших деталях.
На производство заготовок для росписи из папье-маше уходит до полугода. Картон обрабатывают несколько раз: проклеивают, окунают в кипящее льняное масло, сушат в печах. В итоге заготовка становится крепкой «как кость».
Потом ее шпаклюют, кладут красный фон внутри, черный снаружи и покрывают алкидным лаком. Чтобы краски светились, делают белильную подготовку: прописывают композицию, каждый пальчик, ручки, глазки, потом уже наносят саму роспись, покрывают три раза лаком, пемзуют, расписывают золотом. Полируют золото волчьим клыком, или лисьим, чтобы блестело. И еще семь слоев лака. Сушат в негорячей печи каждый слой не менее суток.
В палитре художника для росписи одного сюжета используют 15-20 разных цветов. Некоторые из них могут быть природного происхождения (например, перетертый в порошок минерал лазурит или малахит), другие — продукты химических реакций. Например, для получения черного пигмента могут использовать газовую сажу, для зеленых оттенков — окись хрома. Пигмент смешивают с яичной эмульсией и хранят в холодильнике. Срок годности у красок составляет до двух недель.
Сам процесс росписи — многослойный и состоит из множества стадий. Области, где будет рисунок, покрывают белым цветом (этот этап называется белильной подготовкой), а уже потом расписывают цветом. Таким образом цвета получатся более яркими. Постепенно в изображение добавляют различные элементы и мелкие детали.
На финальном этапе изображение покрывают лаком и пемзуют, а затем расписывают сусальным золотом. Для полировки золота художник использует необычный инструмент — волчий клык. И это не образное выражение, как можно было бы подумать, а самый настоящий зуб хищника, с помощью которого придают поверхности красивый блеск.
Когда роспись готова, а золото отполировано, изделие отправляют на финальную лакировку. Для этого используют специальные двухкомпонентные лаки, которые хорошо ложатся на натуральные краски и закрепляют цвета. Затем изделие сушат в печи при 45 градусов по Цельсию.
Классический образец палехского искусства: маленькая черная шкатулка (и красная внутри) из папье-маше размером 10 на 15 сантиметров, с яркой и детальной прорисовкой, и золотым орнаментом по краям.
Самый маленький ларец может составлять 2 на 2 сантиметра, а самый большой — 40 на 50 сантиметров. Более внушительные примеры таких изделий — панно с палехской росписью, размеры которого могут достигать 2 на 4 метра.
Помимо шкатулок и панно, расписывают украшения, письменные приборы, предметы декора, елочные шары, пасхальные яйца и мебель (столы, комоды). Среди наиболее популярных сюжетов в палехской росписи — народные былины и сказки, бытовые сюжеты (например, чаепитие), хозяйственные темы (сбор урожая).
В среднем, стандартное изделие, допустим, ту же шкатулку, создают примерно за два месяца. За это время необходимо пропитать маслом, просушить и покрыть лаком заготовки. Но многое зависит от художника: на сложный сюжет может уйти и 6-8 месяцев.
Особенность Палехской росписи заключается в росписи про́белов — высветлений, придающих деталям объем. В отличие от других видов лаковой живописи, использующих для этих целей цвет, палехские мастера расписывают про́белы золотом. Такой способ делает изображение более традиционным, отсылая к иконописным миниатюрам.
Палехская миниатюра — больше искусство, чем промысел, уверены специалисты. За свою историю у этого вида художественной росписи, с одной стороны, сформировались уникальные черты, а с другой — постоянно менялась техника и методы производства.
Источники: https://наука.рф/journal/shkatulka-s-sekretom-iskusstvo-i-tekhnologii-palekhskoy-rospisi/, https://dzen.ru/a/ZAtkPgp8a2hu3pix