Вернуться к обычному виду
«Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

М.А. Шолохов

Культурное наследие Узбекистана отражает взаимодействие культур разных народов

Культурное наследие Узбекистана отражает взаимодействие культур разных народов 09.09.2016

За последние годы была выстроена очень серьёзная структура взаимоотношений между Россией и Узбекистаном. Россия и Узбекистан закрепили прочные двухсторонние связи не только в экономической сфере, но и в культурно-гуманитарной. Особое значение для двустороннего сотрудничества всегда имели и будут иметь контакты между людьми, культурные, научные и образовательные связи, способствующие укреплению дружбы и взаимной поддержки между народами.

В связи с тем, что российско-узбекское взаимодействие в области культуры и науки имеет давние традиции и большой потенциал, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, во время своего визита в Узбекистан 6 сентября 2016 года отметил: «Сегодня можно сказать, что для Узбекистана взаимоотношения с Россией были, есть и будут стратегическим партнёрством, союзничеством. Мы со своей стороны сделаем всё, чтобы поддержать этот путь нашего взаимного развития, поддержать узбекский народ, узбекское руководство; можете на нас рассчитывать в полном объёме как на самых надёжных друзей».

Современный Узбекистан расположен на земле, имеющей древнейшую историю, а, следовательно, и богатейшее культурное наследие различных эпох. Части этого наследия хранятся в музеях разных стран, что включает искусство этого региона в контекст всемирного искусства.

Так, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) в Москве с 18 августа 2016 года открылась выставка «Сокровища культурного наследия Узбекистана», организованная в рамках программы «Наследие содружества. Традиции для будущего» ВМДПНИ при участии Государственной Третьяковской галереи.

Многолетняя комплексная программа Музея «Наследие Содружества. Традиции для будущего» включает в себя организацию выставок и совместных экспозиций декоративно-прикладного и народного искусства в России и странах СНГ, издание каталогов и альбомов на русском языке и языках государств Содружества, проведение мастер-классов, направленных на сохранение и продвижение культурного достояния.

Искусство современного Узбекистана впервые представлено в музее настолько широко, так как в экспозиции представлены экспонаты из частных собраний семьи Постниковых и Таира Таирова, среди которых предметы узбекского текстиля и аксессуаров XIX – первой половины XX века, графика Кузьмы Петрова-Водкина, живопись Варшама Еремяна, Михаила Курзина, Александра Волкова, Леона Бурэ и других художников, посвященные Самарканду, Бухаре, Хиве, Ташкенту.

Выставка, размещенная в пяти залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, представляет собой декоративно-прикладное искусство Узбекистана - художественный текстиль, керамика, ювелирные изделия, художественный металл, резное и расписное дерево, лаковая миниатюра, расписные подносы, музыкальные инструменты.

Особого внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды – халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотной и серебряной вышивки на бархате. Мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале XX века, поступил в собрание ВМДПНИ в конце 1930-х годов. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный экземпляр традиционной одежды и демонстрирует высокий уровень искусства золотного шитья узбекских мастеров.

Ювелирное искусство Узбекистана представлено коллекцией женских украшений, созданных в 1935-1936 годах мастерами Ташкентской и Бухарской ювелирных артелей специально для экспонирования на Всемирной выставке в Париже. В экспозицию включены изделия Бухарской артели ювелиров «Кзыл Магданчи», которую представляли в Париже Шариф Бакаев, Максин Мухтаров, Мирходжан Мардалиев, Мухудзин Заудинов, Агат Самадов. Среди экспонатов узбекского художественного металла, можно выделить два кувшина традиционных форм «чойдиш» и «офтоба», изготовленные в XIX веке.

Узбекистан славится искусством керамики. Фонды музея обладают замечательными экземплярами, в том числе, изготовленными на Ташкентском учебно-производственном комбинате художественной промышленности. Большинство изделий создано потомственным мастером Турабом Миралиевым. Его работам свойственна геометризация растительного орнамента и использование окантовки гравированной контурной линией. Мелкая керамическая пластика Узбекистана представлена небольшим набором традиционной игрушки сказочно-зооморфного содержания, произведенной в кишлаке Уба и Самарканде потомственными мастерами.

Значительный отдел выставки составляют связанные с Узбекистаном произведения станковой живописи и скульптуры из собрания Государственной Третьяковской галереи, впервые в таком блестящем составе и в таком контексте представляемые публике.

Культурное наследие Узбекистана создавалось художниками, родившимися и питавшимися традициями этого благодатного щедрого края, мастерами, побывавшими на этой древней земле и вдохновленными искусством, культурой, архитектурой, природой и народом этой страны.




Возврат к списку