Вернуться к обычному виду
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!».

И.С. Тургенев

Культурное наследие Узбекистана отражает взаимодействие культур разных народов

Культурное наследие Узбекистана отражает взаимодействие культур разных народов 09.09.2016

За последние годы была выстроена очень серьёзная структура взаимоотношений между Россией и Узбекистаном. Россия и Узбекистан закрепили прочные двухсторонние связи не только в экономической сфере, но и в культурно-гуманитарной. Особое значение для двустороннего сотрудничества всегда имели и будут иметь контакты между людьми, культурные, научные и образовательные связи, способствующие укреплению дружбы и взаимной поддержки между народами.

В связи с тем, что российско-узбекское взаимодействие в области культуры и науки имеет давние традиции и большой потенциал, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, во время своего визита в Узбекистан 6 сентября 2016 года отметил: «Сегодня можно сказать, что для Узбекистана взаимоотношения с Россией были, есть и будут стратегическим партнёрством, союзничеством. Мы со своей стороны сделаем всё, чтобы поддержать этот путь нашего взаимного развития, поддержать узбекский народ, узбекское руководство; можете на нас рассчитывать в полном объёме как на самых надёжных друзей».

Современный Узбекистан расположен на земле, имеющей древнейшую историю, а, следовательно, и богатейшее культурное наследие различных эпох. Части этого наследия хранятся в музеях разных стран, что включает искусство этого региона в контекст всемирного искусства.

Так, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) в Москве с 18 августа 2016 года открылась выставка «Сокровища культурного наследия Узбекистана», организованная в рамках программы «Наследие содружества. Традиции для будущего» ВМДПНИ при участии Государственной Третьяковской галереи.

Многолетняя комплексная программа Музея «Наследие Содружества. Традиции для будущего» включает в себя организацию выставок и совместных экспозиций декоративно-прикладного и народного искусства в России и странах СНГ, издание каталогов и альбомов на русском языке и языках государств Содружества, проведение мастер-классов, направленных на сохранение и продвижение культурного достояния.

Искусство современного Узбекистана впервые представлено в музее настолько широко, так как в экспозиции представлены экспонаты из частных собраний семьи Постниковых и Таира Таирова, среди которых предметы узбекского текстиля и аксессуаров XIX – первой половины XX века, графика Кузьмы Петрова-Водкина, живопись Варшама Еремяна, Михаила Курзина, Александра Волкова, Леона Бурэ и других художников, посвященные Самарканду, Бухаре, Хиве, Ташкенту.

Выставка, размещенная в пяти залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, представляет собой декоративно-прикладное искусство Узбекистана - художественный текстиль, керамика, ювелирные изделия, художественный металл, резное и расписное дерево, лаковая миниатюра, расписные подносы, музыкальные инструменты.

Особого внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды – халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотной и серебряной вышивки на бархате. Мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале XX века, поступил в собрание ВМДПНИ в конце 1930-х годов. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный экземпляр традиционной одежды и демонстрирует высокий уровень искусства золотного шитья узбекских мастеров.

Ювелирное искусство Узбекистана представлено коллекцией женских украшений, созданных в 1935-1936 годах мастерами Ташкентской и Бухарской ювелирных артелей специально для экспонирования на Всемирной выставке в Париже. В экспозицию включены изделия Бухарской артели ювелиров «Кзыл Магданчи», которую представляли в Париже Шариф Бакаев, Максин Мухтаров, Мирходжан Мардалиев, Мухудзин Заудинов, Агат Самадов. Среди экспонатов узбекского художественного металла, можно выделить два кувшина традиционных форм «чойдиш» и «офтоба», изготовленные в XIX веке.

Узбекистан славится искусством керамики. Фонды музея обладают замечательными экземплярами, в том числе, изготовленными на Ташкентском учебно-производственном комбинате художественной промышленности. Большинство изделий создано потомственным мастером Турабом Миралиевым. Его работам свойственна геометризация растительного орнамента и использование окантовки гравированной контурной линией. Мелкая керамическая пластика Узбекистана представлена небольшим набором традиционной игрушки сказочно-зооморфного содержания, произведенной в кишлаке Уба и Самарканде потомственными мастерами.

Значительный отдел выставки составляют связанные с Узбекистаном произведения станковой живописи и скульптуры из собрания Государственной Третьяковской галереи, впервые в таком блестящем составе и в таком контексте представляемые публике.

Культурное наследие Узбекистана создавалось художниками, родившимися и питавшимися традициями этого благодатного щедрого края, мастерами, побывавшими на этой древней земле и вдохновленными искусством, культурой, архитектурой, природой и народом этой страны.




Возврат к списку