Вернуться к обычному виду
«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов».

Леонардо да Винчи

Мир родного пейзажа

Мир родного пейзажа 29.02.2016

24 февраля 2016 года в здании Самарской Губернской Думы состоялось открытие персональной выставки члена Самарского творческого союза художников «Палитра», ветерана и активиста Самарского областного татарского общества «Туган тел» Азата Камиловича Надирова «Пейзажи родного Самарского края».

Художника, гостей и участников экспозиции приветствовал заместитель председателя комитета областного парламента по сельскому хозяйству и продовольствию Гумар Зуфарович Валитов. «Азат Камилович всегда воспевал и продолжает воспевать гармонию природы, гармонию человеческого общества. Он радеет за то, чтобы многонациональный народ Самарского края жил во взаимопонимании, взаимоуважении и взаимообогащении культур. От души желаю мастеру больше творческих идей, расширения масштаба и географии экспозиции» - отметил он. Художнику вручили Благодарственное письмо Самарской Губернской Думы.

Это не первая выставка Азата Камиловича. В прошлые годы его выставки проходили в Доме дружбы народов Самарской области, Доме культуры «Чайка», с творчеством живописца знакомились участники и гости областного Сабантуя. Привлекая внимание людей разных национальностей к красоте родной земли, к людям, ставшим героями его картин, Азат Камилович Надиров вносит свой посильный вклад в сохранение межнационального мира и согласия между народами Российской Федерации, укрепление единства российской нации.

Выставка даёт нам замечательную возможность войти в созданный художником мир, почувствовать энергию его любви и памяти. Мир живописи Надирова необыкновенно обаятелен. Холмистая Камышла, дали Волги с высокого берега, просто мгновения жизни не всегда приметных, но неизменно прекрасных мест в разные времена года, при всякой погоде… Он всё это видел и любил с раннего детства, которое проходило в Камышле и Татарстане: рано начал работать в колхозе, во время войны трудились вместе с матерью, пока отец возил на фронте снаряды. И всё время – на воле, в полях и в лесу, огород, заготовка дров и сена, грибной и ягодный сбор…

Вид с пригорка недалеко от родного дома, картофельное поле и родник, к которому ходил за водой, он увековечил на одном из ранних своих пейзажей. Его поражала красота – например, белая цветущая калина над тёмной водой. Так хотелось научиться их воссоздавать – и таким это казалось несбыточным! Как на чудо смотрел на репродукции с картин Репина, Шишкина, Саврасова, Левитана, Маковского – они появлялись в каждом номере журнала «Пионер». После школы из-за этого трепета перед великим искусством он не решился поступать в художественное училище – во время войны в сельской школе не было уроков рисования, какая уж тут подготовка к служению музам… Закончил Казанский университет и стал авиационным инженером. Но мимо художественного училища в Казани всегда ходил с замиранием сердца.

Если бывал в Москве, каждую свободную минуту проводил в Третьяковке. И, в конце концов, усвоив великие уроки и полагаясь на руководство природы, начал пробовать себя в любимом искусстве.

Надо отметить, что пейзажной живописью творческие интересы Азата Камиловича не ограничиваются. Судьба авиастроителя сводила со многими интересными людьми, и он рисовал их – завороженный неповторимостью каждого лица, судьбы и характера. Как-то во время командировки встретил родителей космонавта Павла Поповича – и набросал их портреты. По старым фотографиям воссоздал образ героически погибшей в 1944 году лётчицы Ольги Санфировой. Рисовал отца и мать. Мама – на трогательном фоне, голубом, как высветлившиеся к старости голубые глаза. Перед ней на столе – томик Тукая, которого она действительно любила читать. А картину «Туполев на взлётном поле» Азат Камилович закончил, когда умер начавший полотно Евгений Корчевский – его друг, конструктор, философ, социолог, «человек Возрождения».

Так живопись сопровождает его, давая новую жизнь дорогим людям и впечатлениям.

Выставка будет работать до конца марта.

Наталия Харитонова




Возврат к списку