Вернуться к обычному виду
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Джордж Гордон Байрон

Мордовские сказания

14.10.2014

14.10.14 1.1Под таким названием в библиотеке Дома дружбы народов Самарской области открылась выставка литературы, посвященная празднованию дней родственных финно-угорских народов и 20-летию издания мордовского героического эпоса «Масторава».

В 1994 году на эрзянском, в 2001 году - на мокшанском, а в 2003 году - на русском языках увидел свет героический эпос «Масторава» А.М. Шаронова.

«Масторава» - итог колоссальной собирательской работы фольклористов разных поколений и творческой деятельности A.M. Шаронова, выступившего как собиратель, исследователь фольклора и поэт, создавший на основе разных источников (мифов, эпических песен, преданий, причитаний, заговоров, верований) оригинальное поэтическое произведение:

14.10.14 1.2Масторава / сост. А. М. Шаронов. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2003. - 488 с.

Мордовская «Масторава» по художественной природе ближе всего к карело-финскому эпосу «Калевала», эстонскому «Калевипоэгу», латышскому «Лачплесису», в которых также органически соединены космогонический миф и героическая песня, история мифологизированная и эпическая, совместно действуют боги и люди:

Калевала: карело-финский эпос / пересказазала для детей А. Любарская; ил. Н. Кочергина. - М.: НИГМА, 2012. - 288 с.

«Масторава» представляет собой литературный вариант героической поэзии мордвы и воспринимается как целостное художественное произведение. Через систему ее персонажей показывается реальная жизнь целого народа, его мировоззрение, древняя культура, общественные отношения, обычаи и традиции, что делает эпос своеобразной биографией народа.

14.10.14 1.3В разделе «Тюштя и другие» представлены сюжет и герои «Масторавы».

«Масторава» состоит из пяти частей: «Век богов», «Древний век», «Век Тюшти», «Век ворогов», «Новый век».

Центральной частью в «Мастораве» является «Век Тюшти», где на протяжении семи сказаний повествуется о рождении, избрании царем и правлении легендарного инязора (царя) Тюшти, который объединил эрзянские и мокшанские племена в единое государство:

Абрамов В.К. Времена Тюшти: рассказы о мордовском средневековье / В.К. Абрамов; Клуб интеллект творчества: Фонд "Открытая Мордовия". - Саранск, 2009.- 48 с.

14.10.14 1.4Мордовская мифология - это форма сознания человека древнего мира, охватывающая его хозяйственно-экономическую, семейно-бытовую, социальную жизнь, для которой характерно одушевление явлений.

Важная часть мордовской мифологии - построение общей картины мира и отражение мировоззрения древних земледельцев, многогранность языческих представлений, сложные обряды с ритуалами жертвоприношений:

В мордовской мифологии значительное внимание уделялось культу предков, которые почитались как первые хранители интересов своего потомства.

Видное место в языческой мифологии занимает Мировое Древо, связывающее небо и землю, верховного бога и его народ. У мордвы Мировое Древо выполняло функцию центра мира, а воплощением его были священные деревья.

В «Мастораве» иерархия богов дана в таком порядке: на первой ветке Великого дуба сидит Инешкипаз, на второй - Анге, на третьей - Пурьгинепаз, на четвертой - Верепаз, на пятой - Стакапаз, на шестой - Кастарго, на седьмой - Везорго.

Внизу под дубом стоят: Ведява (мать воды) Инешкипаза, Масторава, Норовава, Вирява (мать леса), Вармава, Велява. На концах ветвей сидят: Белый лебедь и Иненармунь - вестники Инешкипаза и пчелиный рой. Сюда приходят люди, чтобы поклониться богам и принести им жертвы:

Сушкова, Ю.Н. Обычно-правовые аспекты дохристианских верований мордвы // Финно-угорский мир.- 2011.- N 1.- С.62-65.

В «Мастораве» представлены свадьбы богов и людей. Особенно подробно описана свадьба Тюшти. Ей посвящено целое сказание с использованием материалов мордовской свадьбы в записях М.Е. Евсевьева:

Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба / М.Е. Евсевьев.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2012.- 280 с.

В разделе «Фольклорные традиции в мордовской литературе» представлены художественные произведения мордовских авторов разных регионов России:

На основе использования фольклорных традиций написаны многие произведения мордовской литературы, в том числе поэмы авторского происхождения с привлечением некоторых фольклорных мотивов:

Радаев В. К. Умарина: сказовая поэма / В.К. Радаев.- Саранск,2007.- 40 с.

К сказаниям авторского происхождения относятся исторические поэмы «Сияжар» и «Тюштя» В.К. Радаева, «Эрмезь» Я.Я. Кулдыркаева.

К такому же типу произведений относится и художественно-историческая поэма В. К. Абрамова «Легенда о серебряном всаднике», где на широком мифологическом фоне и на основе авторского вымысла дается история легендарной судьбы Тюшти:

Абрамов В. К. Легенда о серебряном всаднике: поэма по мифологическим сюжетам мордвы / В. К. Абрамов. - 2-е изд., доп. - М. : Поволж. центр культур финно-угор.народов, 2007.-240 с.

Также на устно-поэтическое творчество мордовского народа и мифологию опираются произведения эрзянской сказительницы и писательницы, уроженки села Ягодное Похвистневского района Куйбышевской области Серафимы Марковны Люлякиной.

14.10.14 1.5Люлякина С. М. Не дуй, ветер: стихи, сказки, пьесы, песни / С. М. Люлякина. - Саранск: Книга, 2008. - 154 с.

«Масторава» - богатый художественный и эпико-исторический документ о жизни эрзи и мокши.

С землей-матерью – Масторавой связана и эпическая культура мордовского народа, его эпическое мышление.

В раздел «Этническая история и духовная культура мордвы» представлены следующие научные и учебные издания:

Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: учеб. пособие / Г. А. Корнишина.- Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2007.-116 с.

Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1977. - 280 с.

Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. 3-е изд. / сост. С. С. Маркова; под общ.ред. Н. П. Макаркина. - Саранск : Мордов.кн.изд - во, 2012. - 720 с.

14.10.14 1.6Мордва Заволжья : ист .- этногр. очерки / редкол. : В. И. Козлов [и др.]. - Саранск: Мордов.кн.изд -во, 1994. - 184 с.

Ученые выражают общее мнение, что «Масторава» - это настоящая мордовская Библия.

Опыт публикации «Масторавы» показал, что литературные версии древнего эпоса всегда актуальны, они выражают разум и дух народа, который сохранил эпическую старину и смог сквозь века пронести такой бесценный духовный клад.

Выставка работает с 14 по 29 октября 2014 года.

Ю.В. Обходская

Режим работы библиотеки:

понедельник, вторник, среда-10:00-19:00;

четверг, пятница-10:00-18:00;

обеденный перерыв -13:00- 14:00;

суббота, воскресенье-выходной.




Теги:



Возврат к списку