Вернуться к обычному виду
«Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Л.Н. Толстой

Мусульмане отмечают Курбан-байрам

Мусульмане отмечают Курбан-байрам 01.09.2017

С глубокой древности праздники объединяли людей духовно и физически, неся в себе не только сакральный смысл, но и эмоциональный подъем. Но, к сожалению, часто бывает так, что духовная составляющая того или иного праздника для людей несведущих оказывается скрыта за какими-то внешними ритуалами.

1 сентября мусульмане всего мира отмечают великий праздник — Курбан-байрам. В исламе всего 2 праздника, которые отмечают все мусульмане: Ид аль-фитр (Ураза-байрам) — праздник разговения после окончания поста в месяц Рамадан, и Ид аль-адха — праздник жертвоприношения, часто называемый Курбан-байрам.

Как сказал председатель Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области муфтий Талип-хазрат Яруллин в своем поздравлении с праздником: «Курбан-байрам — это праздник, который наполнен самыми добрыми и искренними чувствами, праздник мира, взаимного уважения, символ любви к Всевышнему Аллаху и бесконечной преданности и покорности Ему Одному. Это праздник жертвоприношения, который ознаменует собой окончание паломничества к дому Всевышнего — Хаджа, олицетворяет идеалы нравственного совершенства, служит сближению людей. Он напоминает нам, что традиции нашей религии основаны на вечных ценностях справедливости, добра, милосердия и заботы о ближнем, независимо от его цвета кожи, национальности и вероисповедания».

Праздник Курбан-байрам является неотъемлемой частью богатейшего духовного наследия многих народов, исповедующих ислам. В этом религиозном празднике сконцентрированы высокие идеалы нравственного совершенствования, стремления человека к состраданию и милосердию.

Праздник Курбан-байрам отмечается в память о жертвоприношении пророка Ибрахима, через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа. Его происхождение имеет много моментов, соединяющих мусульманскую и христианскую традиции.

Согласно Корану, ангел Джабраил (библейский Гавриил) явился во сне к пророку Ибрахиму (Аврааму) и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына — в предании называется старший сын Исмаил, в противоположность Библии, где фигурирует другой сын пророка — Исаак (Исхак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал готовиться исполнить волю Господа. Его сын знал об этом, но не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, который, видя веру и послушание Ибрахима и Исмаила, сделал так, чтобы нож не мог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака). Как говорят мусульманские богословы, история праздника учит верующих жертвовать на пути Всевышнего своим имуществом, временем, силами, проявлять богобоязненность и стремиться к заботе о нуждающихся.

Многие обращают внимание прежде всего на связанный с этим праздником обряд приношения в жертву животного, считая его главным. Между тем главное в этом празднике, как и в празднике Ураза-байрам, благотворительность. В Коране сказано: «Ни мясо, ни кровь жертвоприношений не достигнет Аллаха, но достигнут Его благочестие и набожность ваших сердец» (сура «аль-Хадж», аят 37).

Далеко не каждый мусульманин может принести жертву, а лишь разумный, совершеннолетний, свободный, не являющийся путником и обладающий достаточным имуществом. Жертвуя частью своего имущества, мусульманин преодолевает свои душевные недостатки: зависть, гордыню, жадность. Таким образом, принесенная им жертва становится средством приближения к Богу.

Согласно традиции, мясо жертвенного животного делится на три части. Одна из них идет на стол для угощения родственников, другая раздается нуждающимся, а третья остается у семьи. Раздавать мясо жертвенного животного можно всем — независимо от вероисповедания и национальности.

В Самарской Соборной мечети, как и в других мечетях Самарской области, в этот день собираются верующие на праздничную молитву. Чтобы праздник прошел организованно, перед ним была проведена большая работа по подготовке к Курбан-байраму. В ней приняли участие члены совета Самарской Соборной мечети, имамы, муэдзины, сотрудники Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области.

Мусульмане говорят, что в великий праздник Курбан-байрам Всевышний Аллах велит людям заботиться о бедных и неимущих и призывает всех мусульман к совершению благих и добрых дел.




Возврат к списку