
1. Русский женский головной убор (кокошник)
Russian woman's headdress (Kokoshnik)
Кокошник – старинный русский женский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Технология изготовления: кокошник изготавливают из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.
2. Татарская тюбетейка (тубэтэй, каляпуш)
Tatar skullcap (TABATA, kalapos)
Тубэтэй – традиционный татарский мужской головной убор, шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха. Технология изготовления: раскроенные детали головного убора украшались декором, затем сшивались; тюбэтей прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос; верхняя часть изготавливается из бархата, а подкладка из сатина.
Формы тюбэтей разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбэтей богато декорируется вышивкой шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже - бисером, стеклярусом, жемчугом. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на головном уборе, можно определить, из какой местности человек, какой его статус, а также приблизительный возраст мужчины.
3. Татарский женский головной убор (калфак)
Tatar women's headdress (Kalfak)
Калфак – традиционный татарский женский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар.
Технология изготовления: раскроенные детали калфака украшались вышивкой, затем сшивались. Основным материалом калфаков был бархат разных цветов, но с преобладанием темных тонов: бордовый, черный, темно-зеленый и синий.
Размеры калфаков варьируются: от калфаков размером с варежку, которые закрепляются к волосам с помощью резинок до головных уборов, полностью одеваемых на голову со сгибающейся верхней частью на бок.
В украшении головных уборов применялись цветной и белый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг. В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетании с аппликацией из позолоченных и серебряных монет.
Калфаки носили как замужние женщины, так и девушки (калфаки-наколки).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску.
4. Чувашский девичий головной убор (тухья)
Chuvash young woman's headdress (Tuha)
Тухья – традиционны чувашский девичий головной убор, глубокая шапка полусферической формы с шишаком; головной убор закрывает весь лоб до бровей.
Технология изготовления: тухья выкраивается из плотной хлопчатобумажной такни в несколько слоёв, сшивается, а затем полностью расшивается бисером. Серебро использовали для украшения наушных деталей и нижних краёв. На височной части размещаются по три небольшие кисти красных, белых и зелёных бисеринок. Вышивка бисером по фрицу тухьи украшается знаками солнца.
Геометрический орнамент, выполненный бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной чувашской вышивки — это ромбовидные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Трехчастное деление головного убора: уровень монет, уровень бисера, уровень шишака – символизирует три небесных уровня.
Тухья носилась девушками до замужества. Головной убор одевали без накосников и хвоста – волосы девушки должны были привлекать внимание потенциальных женихов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Девушек учили правильно носить украшения с монетами. Так, шаг девушки рассчитывался сообразно звону серебра. Практиковалось шествие нескольких девушек, взявшихся под руки и идущих в такт звону серебряных монеток.
5. Чувашский женский головной убор (хушпу)
Chuvash women's headdress (Khushpu)
Хушпу – чувашский головной убор замужних женщин; состоит из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста (накосника), опускающегося вниз по спине женщины.
Технология изготовления: хушпу довольно сложны в изготовлении. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы. Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек. Макушка хушпу (открытая) обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов или раковин каури. Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом, рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.
Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Общий вес украшений чувашского женского наряда (естественно, праздничного или свадебного) мог достигать 15-16 кг. Женская походка под таким весом делалась плавной медленной полной достоинства, что и ценилось чрезвычайно.
6. Мордовский женский головной убор (панго)
The Mordovian women’s headdress (Pango)
Панго – старинный мордовский (эрзянский, мокшанский) головной убор замужних женщин; высокий (до 30 см), на твёрдой основе конической, цилиндрической или прямоугольной формы.
Технология изготовления: основа из бересты или луба обтягивалась холстом и красным материалом и украшалась плотной вышивкой, бисером, стеклярусом, пуговицами, позументом и медными цепочками; на шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.
Панго заменял головной убор невесты. Как правило, его дарила мать дочери. После рождения первенца снимали часть покрывающих деталей с головного убора, а после 35-40 лет носили головной убор без украшений.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго. Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро.
7. Украинский девичий головной убор (венок)
Ukrainian young women's headdress (Wreath)
Венок – традиционный украинский девичий головной убор.
Технология изготовления: венок изготавливается из живых, засушенных или искусственных цветов, украшается лентами, кусками серебряной или золотой парчи, металлической проволокой с подвесками и цветами.
Важное значение имеет сочетание цветов и расположение лент в венке: к венку прикрепляли ленты 12-ти цветов. Каждая из них служила целителем и оберегом, защищая волосы от злых глаз. Первая лента — обязательно светло-коричневая — прикреплялась посередине венка и символизировала связь юной представительницы женского рода с землей-кормилицей. По обе стороны от коричневой ленты привязывали ярко-желтые, символизирующие солнце. За ними шли светло-зеленые, считавшиеся оберегами красоты и молодости девушки. Следующие — голубые и синие ленточки — обозначали небо и воду, которые даруют человеку силу и здоровье. Оранжевая лента являлась символом хлеба, фиолетовая — символом мудрости, малиновая — душевности, искренности и наконец, розовая ленточка (их иногда привязывали по нескольку штук) была символом достатка. Дочери более зажиточных украинцев могли себе позволить вплести в веночек белую ленту, концы которой расшивали серебром и золотом. На левом конце такой ленточки вышивали солнце, а на правом — месяц. Если же девочка росла сиротой, то вплетала в косу голубые ленты. Тогда встречные люди одаривали ее хлебом, одеждой и даже деньгами, желая при этом счастья и богатства.
Длину лент отмеряли по длине девичьей косы и добавляли еще несколько сантиметров, чтобы таким образом спрятать волосы.
Венок не закрывал голову и оставляли открытой косу – главную гордость украинок. Чаще всего девушки заплетали волосы в две косы. Украшая их разноцветными ленточками.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Самое почетное место в венке отводилось деревею (тысячелистник). Его маленькие беленькие цветочки издали напоминают большой цветок, который в народе называют деревцем. Когда цветы тысячелистника увядают, ветер разносит семена по всей округе. Но где бы ни проросло это растение, оно всегда цветет. Вот и стал деревей символом непобедимости.
8. Армянский женский головной убор (вард)
Armenian woman's headdress (Vard)
Вард – традиционный армянский женский головной убор виде ободка, дополненного платком из тонкой белой ткани.
Технология изготовления: вард изготавливается из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, затем оборачивали бархатом. Вард так же украшался вышивкой, бисером, стеклярусом. Под вард на лоб закрепляли налобник с рядами золотых монет.
Вышивка на головном уборе изображает райский сад, птиц, цветы. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками.
9. Казахский женский головной убор (саукеле)
Kazakh female headdress (Saukele)
Саукеле – казахский женский свадебный головной убор, состоящий из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня).
Технология изготовления: выкраивалась в форме конуса, около 70 см высотой из дорогих тканей - бархата, велюра. Края саукеле отделывают пушниной - норкой, лисицей. Верх саукеле неизменно украшает «уки» (пушистый пучок из перьев филина).
Саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок, которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней — сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами.
Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам.
Под саукеле для придания ему жесткости и устойчивости надевался остроконечный войлочный колпак меньшего размера. Волосы невесты заплетались в две косы и особым образом соединялись сзади накосным украшением – шолпы.
Обязательным - дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже.
Саукеле снабжалось особым длинным покрывалом – желек, в котором невеста должна была приехать в аул жениха. Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Cаукеле и юрта были самыми дорогими элементами приданого казахской невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства.
10. Азербайджанский мужской головной убор (папаха)
Azerbaijani men's headdress (Hat)
Папаха – мужской головной убор цилиндрической формы, сшитый из шкур животных (из бараньего меха или из каракуля), с матерчатой внутренней обшивкой.
Технология изготовления: сначала шили форму из шкуры, затем выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.
По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Самыми простыми и наиболее распространенными были – мотал папах или чобан папахы. Мотал папах в основном носили небогатые селяне. В остроконечных щищ или бей папахах ходили люди зажиточные, преимущественно бекского сословия, городская знать.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
11. Азербайджанский женский головной убор (арахчын)
Azerbaijani women's headdress (Arakhchyn)
Арахчын – азербайджанский женский головной убор в виде круглой шапочки с плоским дном.
Технология изготовления: детали арахчына выкраивались из бархата или велюра, подкладка – из однотонной хлопчатобумажной ткани, всегда при изготовлении применялось сквозное простегивание верхней ткани и подкладки.
Женский и девичий отличался богатой вышивкой, цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером и жемчугом. Часто сверху к женским арахчынам пришивали золотые украшения различных форм. Традиционным узором была бута. Для декорирования применялись витой шнур, аппликации из парчовых тканей.
Арахчын носили только незамужние девушки и молодые женщины.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Арахчын в Азербайджане носили, как правило, только в помещении. А если выходили на улицу, то оставляли его под основным головным убором (тюрбан, келагаи, шали, покрывала). Единственными, кому разрешалось носить арахчын без основного головного убора, были дети.
12. Узбекская тюбетейка (дуппи)
Uzbek skullcaps (Duppi)
Дуппи - четырехгранная тюбетейка из черного шелка, атласа, сатина или бархата на которой белыми шелковыми нитями вышиты узоры.
Технология изготовления: раскроенные детали дуппи (клинья) украшаются вышивкой, сшиваются с плотной основой, затем собираются и формуются, путём прессования.
Узбекская тюбетейка «дуппи» обычно украшена традиционным узором «бодом» - миндаль, который вышивается на каждой из четырех граней убора и является символом плодородия и защиты от злых сил, с какой бы стороны света они не были направлены. Нижняя часть тюбетейки по всей окружности украшена вышитыми элементами в виде арок с основанием. Количество арок равняется 16. Арки чередуются между собой двумя видами – маленькая арка, с вышитым в ней символом колыбели, над которой расположено несколько точек – означает рождение новой жизни. Большая арка с внутренней линией точек означает окончание жизни. Точки внутри этой арки означают свет от уходящего человека. Разница в размерах между арками означает, что от рождения до смерти человек проходит долгий жизненный путь.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Узбекская тюбетейка, наравне с узбекским пловом — один из символов Узбекистана. Это не просто красивый головной убор, это еще и своего рода "паспорт" ее обладателя. По форме тюбетейки, по ее цветовому оформлению можно определить, из какого региона страны ее хозяин, сколько ему лет и какой статус в обществе он имеет.
13. Узбекский женский головной убор (бухарская тюбетейка)
Uzbek women's headdress (Bukhara skullcap)
Бухарская тюбетейка – квадратный (четырёхгранный) женский головной убор.
Технология изготовления: клинья тюбетейки выкраиваются из парчи, шелка или бархата, декорируются, стачиваются, затем изделию придают форму.
Головной убор декорируется золотым шитьём, вышивкой, монетами, канителью, стеклярусом, кистями, бахромой, бисером. Узоры, в основном, на растительную тематику, геометрический орнамент встречался редко. Тюбетейки вышивают шелковыми нитками гладью, мелкими крестиками «ироки», особым швом «басма». Причем опытные мастерицы предварительно не наносят рисунок, создавая узор непосредственно в процессе вышивания.
Женщины старшего возраста тюбетейки не носят, их головной убор – платок. Золотом вышивают только женские и детские тюбетейки.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Золотошвейная шапочка из Бухары относится к самобытной разновидности узбекских женских шапочек. Сегодня они являются непременным атрибутом свадебного наряда молодой женщины. А раньше золотошвейные тюбетейки были обязательным элементом костюма эмира и его свиты.
14. Белорусский женский головной убор (венок)
Belarusian women's headdress (Wreath)
Венок – традиционный белорусский девичий головной убор.
Технология изготовления: венок изготавливался из бересты или луба, обтягивался тканью или кожей. Высота венков достигает 13 см. Встречаются венки только из кожи или ткани (льняной, шелковой, парчовой).
Такие головные уборы вышиваются нитками и бисером, также на них нашиваются металлические пронизки, бляшечки.
Более современные венки также состоят из основы, из твердого материала – луба или бересты шириной 10-15 см, согнутой по объему головы и обшитой полотном.
Поверх полотна с наружной стороны венок обшивался яркой тканью, обычно фабричного производства. К этой основе крепились живые цветы, зелень, а сзади с нижнего края цеплялись разноцветные ленты или отрез белой лёгкой ткани. Венки на каждый день ничем не украшались. Такие венки девочки начинали носить с десяти лет.
В конце XIX века венок воспринимался уже как праздничный головной убор, а в начале XX века он стал исключительно ритуальным головным убором, который надевался при проведении свадебной церемонии.
интересный факт:
Чистота узоров белорусской вышивки сохранилась вплоть до ХХ века. Основное – это красные узоры и белый фон. Белый фон – символ чистоты, красный – цвет солнца и крови, как жизненный силы. В конце XIX века белорусские вышивальщицы стали использовать чёрный цвет, но не в качестве преобладающего, а для оттенения красного. В традиционных головных уборах также иногда можно встретить синий и жёлтый цвета.
15. Башкирский женский головной убор (кашмау)
Bashkir women's headdress (Kashmau)
Кашмау — женский головной убор; представляет собой шапочку в форме усечённого конуса с небольшим луновидным отверстием на макушке со спускавшейся на спину неширокой лентой-наспинником – койрок («хвост») которая должна была полностью прикрывать косы женщины на спине.
Технология изготовления: в основе головного убора мягкая форма (шапочка), выполненная из нескольких слоёв хлопчатобумажной ткани, затем форма украшалась по кругу серебряными монетами и декоративными элементами.
Кашмау традиционно изготавливался из ткани красного, бордового или коричневого цвета, украшался вышивкой, подвесками, кораллами, ракушками-каури, бахромой и различными бусинами. Налобная и височная часть головного убора обрамляются монетами, у щек и к груди спускаются длинные фигурные подвески.
Кашмау носили только замужние женщины. Он считался дорогим головным убором и только состоятельные семьи могли его себе позволить. Кашмау дополняется нагрудным украшением (тушелдерек), выполненным из тех же материалов в едином стилевом и орнаментальном решении.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Форма кашмау, сочетание различных материалов и включённость его в единый ансамбль с нагрудным украшением не встречается в подобном виде в ни в одном костюме других народов!
16. Тюбетейка памирских таджиков
A skullcap of Pamir Tajiks
Тюбетейка памирских таджиков – универсальный головной убор, которой носят как мужчины, так и женщины.
Технология изготовления: тюбетейка круглой формы с плоским дном выкраивалась из хлопчатобумажных тканей и бархата, с боков расшивалась хлопковыми и шелковыми нитями, а затем прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. В прежние времена к подбору цветов для шитья тюбетеек относились очень строго. Классическая памирская тюбетейка была красного цвета. Сегодня можно встретить тюбетейки различных цветов.
На Памире многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Особый рисунок, расположенный по бокам – «ширози» – от сглаза.
Тюбетейка и сегодня не потеряла своей актуальности, её носят молодые и старые, дети и взрослые. Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до нескольких месяцев, в зависимости от узора, который вышивается вручную. Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения.
17. Таджиский мужской головной убор (чалма)
Tajik men's headdress (Turban)
Чалма – таджикский мужской головной убор, состоящий из колпака и куска тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани (как правило, муслина). Колпак может быть круглым, полукруглым, цилиндрическим, в виде груши или конуса, гладким или ребристым.
Технология изготовления: колпак выкраивали из нескольких слоёв плотной хлопчатобумажной ткани, обшивали бархатом или парчой, затем накручивали в несколько слоёв длинный отрез мягкой ткани.
Парадную чалму украшали драгоценными камнями, жемчужными понизями (нитями) и перьями, которые укрепляли спереди или сбоку. Самыми дорогими были перья цапли.
Чалму надевали поверх тюбетейки. Размеры чалмы были прямо пропорциональны социальному статусу владельца, а также явно демонстрировали его склонность к роскоши. Так, скромные и непритязательные люди носили чалму небольшого размера, а богатые вельможи, заботившиеся о своем облике, умудрялись так повязывать чалму, что невозможно было разобраться, как она устроена, настолько замысловаты были складки.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: В прошлом для изготовления роскошной чалмы уходило до 20 м ткани. Минимальная допустимая длина полотнища составляла около 6 м.
18. Таджикский женский головной убор (токи)
Tajik female headdress (Toki)
Токи – традиционный таджикский женский головной убор, округлой или четырёхгранной формы с низкими бортиками и плоским дном.
Технология изготовления: токи выкраивают их хлопчатобумажной ткани, детали богато декорируют вышивкой, затем сшивают и придают форму.
Токи очень яркие и различаются цветом и орнаментом. В основном, это растительная орнаментика в виде цветов, букетов и извивающихся побегов. Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее.
Тюбетейка – это не просто украшение – у неё есть и практичные функции. Так как климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой, то тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода.
Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Головной убор зрительно разделён на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года.
19. Немецкий женский головной убор (хаубэ)
German woman's headdress (Haube)
Хаубэ – традиционный женский головной убор поволжских немцев.
Технология изготовления: хаубэ выкраивался из куска батиста, бязи, сатина или вязался в виде мягкого капора (чепца), закрывающего волосы, с завязками (молодые женщины завязывали их сзади под причёской, а пожилые – под подбородком).
Украшался рюшем, лентами, кружевами и искусственными цветами.
Чепец впервые одевался на свадьбе. Это происходило во время традиционного обряда «Kranzabnehmen» («снимание венца»), когда на смену свадебного головного убора на голову невесте одевали чепец или платок, как символ перехода к статусу замужней женщины.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Для замужних немок было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам.
20. Еврейский мужской головной убор (кипа)
Jewish men's hat (Kipa)
Кипа - еврейский мужской головной убор в форме маленькой круглой (вязаной или сшитой из ткани) шапочки, прикрывающую макушку. Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол».
Технология изготовления: головной убор изготавливается из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Евреи носят разнообразные кипы. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели: бархатная шестиклинка ( основной материал – бархат, подкладка – полиэстер, по краю присутствует сатиновая кайма); бархатная четырехклинка (имеет 4 клина, бывает выполненна из замши); цветная бархатная (изготавливается для детей); бресловская (связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой, имеет синюю или черную вышивку); Хабад-Любавич Мешихит (шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом); териленовая (похожа на бархатную, но легкая и комфортная); бухарская кипа (значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку); сатиновая (характерна для консервативных и реформаторских иудеев). Выбор кипы – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.
Также, выделяют кипы повседневные и праздничные.
Кипа может носиться отдельно или под верхней шляпой. Такой элемент национального костюма не является обязательным, но тот, кто к нему обращается, демонстрирует всем свою преданность религии и консерватизм.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Как кипа держится на голове? Классическая матерчатая кипа довольно тяжелая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести. Однако они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы этого не произошло, ее закрепляют металлическими заколками. К лысой голове кипа крепится на силиконовой резинке.
21. Грузинский девичий головной убор (мандили)
Georgian maiden headdress (Mandili)
Мандили – грузинский девичий головной убор в виде шапочки-ободка с вуалью.
Технология изготовления: ободок мандили выкраивался из нескольких слоёв хлопчатобумажной ткани, затем обшивался бархатом или шёлком и декорировался; к краю ободка прикреплялась вуаль из тонкой прозрачной белой ткани.
Декорировался мандили вышивкой из крестообразных мотивов, бусинами, жемчугом и бисером. Также, головной убор украшался жемчужными нитками, обрамляющими лицо.
Мандили призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: С помощью мандили грузинская женщина могла остановить поединок кровных врагов, бросив его между мужчинами.
22. Киргизский мужской головной убор (калпак)
Kyrgyz men's headdress (Cap)
Калпак (ак калпак) — старинный киргизский национальный мужской головной убор.
Технология изготовления: калпак изготавливают только из войлока белого цвета по выкройке (четыре расширяющихся клина); клинья снизу не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля; верх изделия украшают кисточкой. Клинья колпака украшены орнаментированной вышивкой. Орнаменты делятся на растительные, бытовые, животные и космогонические (солнце, луна, звезды, явления природы).
Цвет окантовки и отворота калпака, а также узор говорят о возрасте и социальном статусе владельца. Так, зеленый цвет и четыре «лепестка» на вышивке, которые направлены в разные стороны, означал, что владельцу 12 лет. Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак-калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом. Еще в недавние времена достаточно было взглянуть на отворот ак-калпака, чтобы понять, например, что джигит ищет невесту. В этом случае он надевал калпак с красными или бордовыми отворотами. Если мужчине исполнялось 36 лет, кант на головном уборе следовало заменить на коричневый, а в 48 — на бежевый. Любой встречный читал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж.
К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, снимать следует только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Калпак – визитная карточка Кыргызстана. Парадная форма киргизских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя этот головной убор. В 2011 году в Кыргызстане был учрежден День калпака, который теперь ежегодно отмечается 5 марта.
23. Киргизский женский головной убор
Kyrgyz maiden headdress (Tebetey)
Тебетей – кыргизский девичий головной убор в виде конусообразной шлемовидной шапочки с вышитым декором.
Технология изготовления: шапочку шили из материи в несколько слоя, причём два нижних слоя выкраивались из плотной ткани, а верхний, покрытый вышивкой, - из бархата; выкраивали из четырёх отдельных частей, при таком крое её было удобно вышивать: все части расшивались отдельно до того, как сшивалась шапочка. Основные узоры выполнены ярко-красными нитками с обязательным оконтуриванием узоров черными, синим, зелёным. Пространство между узорами, как правило, оставалась незаполненным. После того как все части шапочки сшивались вместе, мастерица вышивала узкую кайму, идущую по краю шапочки, как бы объединяя все её части в единое целое. На макушку прикрепляли пучок перьев филина. Часто шапочка оторачивалась мехом лисы или выдры.
Тебетей кыргызская девушка носила до замужества, а после свадьбы одевала головной убор – элечек.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Перья филина, по мнению кыргызов, обладают магическими свойствами и защищали от сглаза. У кочевых народов филинов запрещено убивать. Перья для оберега нужно найти, и они должны быть упавшими только с живой птицы.
24. Чеченский мужской головной убор (тубетейка, пяс)
Chechen men's headdress (Skullcap)
Чеченская тюбетейка – традиционный мужской головной убор в виде однотонной круглой шапочки.
Технология изготовления: тюбетейка выкраивалась из велюра или бархата, с окантовкой в виде зубцов из ткани другого цвета и с круглой нашивкой на макушке. Иногда посередине нашивки прикрепляют кисточку из нитей или из бисера и стекляруса.
Чеченская тюбетейка – атрибут религиозного культа, обязательно одевается при проведении намаза. В настоящее время многие чеченцы носят пяс не зависимо от намаза, демонстрируя принадлежность к этносу и к исламу.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Пяс начинают носить еще в подростковом возрасте и носят, соблюдая традиции до почтенного возраста. Его нередко шьют по особому заказу и передают по наследству от старшего в роду к младшему.
25. Осетинский женский головной убор (худ)
Ossetian women's headdress (Hood)
Худ – осетинский женский головной убор в виде шапочки конусообразной усечённой формы и фаты-вуали.
Технология изготовления: в основу головного убора закладывался кожаные (картонная) основа, вырезанная и скрепленная усеченным конусом, на котором сверху фиксировался круг; затем каркас обтягивался по всей поверхности тканью, чаще – шелком и бархатом, в зависимости от возраста хозяйки, это могли быть лоскуты различных цветов либо красное, бордовое, темно-коричневое полотно. Между этими двумя слоями вкладывалась прослойка из тонкого пласта ваты или шерсти. Следующим этапом в изготовлении головного убора осетин было его ручное декорирование.
Декор состоял из прикрепленной вышивки золотыми и/или серебряными нитями, аппликации цветным (позолоченным) сафьяном или плотным шелком, нашивки рисунка тесьмой. Как правило, шапочки ничем более не украшались, помимо вышивки и тесьмы. Изредка на них могли встречаться мелкие басонные пуговицы или металлические бляшки.
Шапочки чаще всего являются одной из основных частей головного убора девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Интересно, что слово «худ» восходит к иранскому xauda, в семантическом отношении соотносясь с понятием «шлем». Согласно археологическим данным идентичную шапочку носили еще аланки.
26. Туркменская тюбетейка (тахья)
Turkmen skullcap (Tahya)
Тахья – туркменский головной убор круглой формы, защищающий голову от палящего солнца.
Технология изготовления: детали тахьи выкраивают из различных тканей, как дорогих — бархата, сукна, шелка, так и простых — сатина, ситца, чаще всего из красивой дорогой материи «кетени», сшивают и декорируют вышивкой.
По форме тахьи разделяют на круглые, овальные, низкие и высокие.
Мягкую тахью с простежкой из льняной ткани надевали мальчику или девочке через несколько дней после рождения. Для стариков шапочки шили из белой бязи. Мужчины надевали тахью на бритую голову. Девочкам и девушкам-невестам надевают мягкую, расшитую цветными шелковыми нитками тахью с серебряными подвесками.
Мужская тахья всегда отличалась от женской простотой и сдержанностью в узорах. Однако и в ней заключался свой особый смысл, зашифрованный в орнаменте из треугольников. Они символизируют сплоченность туркменских джигитов, готовых встать плечом к плечу, чтобы дать отпор врагу.
Сегодня старинная тахья переживает второе рождение. Её носят взрослые и дети. С национальным и современным нарядом. Красочная тахья придает одежде национальный колорит, служит показателем высокого искусства вышивания.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Орнамент тахьи имел магический смысл. В прошлом туркмены полагали, что тахья оберегает хозяина от неприятностей, защищает от сглаза, болезней и зла. Согласно древним обычаям, даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать. Узоры на тахье и сегодня остались такими же, какими были много веков назад. Потому, что за долгую историю мастерицы довели декор до совершенства, и орнамент стал каноническим. Умело расшитые тахья можно с уверенностью причислить к оригинальным произведениям искусства.
27. Дагестанский женский головной убор (чохто)
Dagestan women's headdress (Chokhto)
Чохто – дагестанский женский головной убор, в виде продолговатой трубы с завязками вокруг головы (или серебряной цепочкой).
Технология изготовления: налобную часть чухты шили из шелка, парчи, тафты и украшали бисером, бляшками, галунами, монетками и височными кольцами. В большинстве случаев все виды чохто женщин горного Дагестана в их теменной и налобной части делались на шерстяной или ватной подкладке для защиты от холода.
Чохто прикрывала волосы, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз, по спине, в виде накосника – некоторые до подола платья. Выходя из дома, женщина всегда накидывала поверх чохто большой платок. На праздники сверху на чохто накалывались височные кольца и другие серебряные украшения. Некоторые чохто были кожаными со множеством карманчиков, в которых хранились мелочи вроде гребней и ножей.
Существует ряд локальных особенностей чохто. Так, у андиек чохта, украшенная золотым шитьем, имела форму полумесяца, развернутого «рогами» вниз. Поверх нее женщины повязывали большой белый платок, который укутывал всю фигуру, подобно плащу. Этот головной убор бытовал вплоть до 1930-х гг. Кумычки прикрывали чохто платком из шелка, тюля, шерсти или ситца (соответственно возрасту и поводу). Молодые даргинки предпочитали яркий цвет покрывал, пожилые — черный.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Носить чохто имели право лишь замужние женщины, молодые же девушки в качестве убора использовали шали.
Russian woman's headdress (Kokoshnik)
Кокошник – старинный русский женский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Технология изготовления: кокошник изготавливают из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга.
При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Несмотря на сложившийся стереотип, кокошники не носили постоянно – его надевали 1-2 раза в год. Это был праздничный головной убор. Часто им украшали голову невесты. Затем головной убор убирался в сундук и бережно хранился до следующего праздника, передавался по наследству.
2. Татарская тюбетейка (тубэтэй, каляпуш)
Tatar skullcap (TABATA, kalapos)
Тубэтэй – традиционный татарский мужской головной убор, шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха. Технология изготовления: раскроенные детали головного убора украшались декором, затем сшивались; тюбэтей прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос; верхняя часть изготавливается из бархата, а подкладка из сатина.
Формы тюбэтей разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбэтей богато декорируется вышивкой шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже - бисером, стеклярусом, жемчугом. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на головном уборе, можно определить, из какой местности человек, какой его статус, а также приблизительный возраст мужчины.
3. Татарский женский головной убор (калфак)
Tatar women's headdress (Kalfak)
Калфак – традиционный татарский женский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар.
Технология изготовления: раскроенные детали калфака украшались вышивкой, затем сшивались. Основным материалом калфаков был бархат разных цветов, но с преобладанием темных тонов: бордовый, черный, темно-зеленый и синий.
Размеры калфаков варьируются: от калфаков размером с варежку, которые закрепляются к волосам с помощью резинок до головных уборов, полностью одеваемых на голову со сгибающейся верхней частью на бок.
В украшении головных уборов применялись цветной и белый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг. В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый швы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетании с аппликацией из позолоченных и серебряных монет.
Калфаки носили как замужние женщины, так и девушки (калфаки-наколки).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску.
4. Чувашский девичий головной убор (тухья)
Chuvash young woman's headdress (Tuha)
Тухья – традиционны чувашский девичий головной убор, глубокая шапка полусферической формы с шишаком; головной убор закрывает весь лоб до бровей.
Технология изготовления: тухья выкраивается из плотной хлопчатобумажной такни в несколько слоёв, сшивается, а затем полностью расшивается бисером. Серебро использовали для украшения наушных деталей и нижних краёв. На височной части размещаются по три небольшие кисти красных, белых и зелёных бисеринок. Вышивка бисером по фрицу тухьи украшается знаками солнца.
Геометрический орнамент, выполненный бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной чувашской вышивки — это ромбовидные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Трехчастное деление головного убора: уровень монет, уровень бисера, уровень шишака – символизирует три небесных уровня.
Тухья носилась девушками до замужества. Головной убор одевали без накосников и хвоста – волосы девушки должны были привлекать внимание потенциальных женихов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Девушек учили правильно носить украшения с монетами. Так, шаг девушки рассчитывался сообразно звону серебра. Практиковалось шествие нескольких девушек, взявшихся под руки и идущих в такт звону серебряных монеток.
5. Чувашский женский головной убор (хушпу)
Chuvash women's headdress (Khushpu)
Хушпу – чувашский головной убор замужних женщин; состоит из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста (накосника), опускающегося вниз по спине женщины.
Технология изготовления: хушпу довольно сложны в изготовлении. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы. Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек. Макушка хушпу (открытая) обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов или раковин каури. Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом, рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.
Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Общий вес украшений чувашского женского наряда (естественно, праздничного или свадебного) мог достигать 15-16 кг. Женская походка под таким весом делалась плавной медленной полной достоинства, что и ценилось чрезвычайно.
6. Мордовский женский головной убор (панго)
The Mordovian women’s headdress (Pango)
Панго – старинный мордовский (эрзянский, мокшанский) головной убор замужних женщин; высокий (до 30 см), на твёрдой основе конической, цилиндрической или прямоугольной формы.
Технология изготовления: основа из бересты или луба обтягивалась холстом и красным материалом и украшалась плотной вышивкой, бисером, стеклярусом, пуговицами, позументом и медными цепочками; на шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.
Панго заменял головной убор невесты. Как правило, его дарила мать дочери. После рождения первенца снимали часть покрывающих деталей с головного убора, а после 35-40 лет носили головной убор без украшений.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго. Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро.
7. Украинский девичий головной убор (венок)
Ukrainian young women's headdress (Wreath)
Венок – традиционный украинский девичий головной убор.
Технология изготовления: венок изготавливается из живых, засушенных или искусственных цветов, украшается лентами, кусками серебряной или золотой парчи, металлической проволокой с подвесками и цветами.
Важное значение имеет сочетание цветов и расположение лент в венке: к венку прикрепляли ленты 12-ти цветов. Каждая из них служила целителем и оберегом, защищая волосы от злых глаз. Первая лента — обязательно светло-коричневая — прикреплялась посередине венка и символизировала связь юной представительницы женского рода с землей-кормилицей. По обе стороны от коричневой ленты привязывали ярко-желтые, символизирующие солнце. За ними шли светло-зеленые, считавшиеся оберегами красоты и молодости девушки. Следующие — голубые и синие ленточки — обозначали небо и воду, которые даруют человеку силу и здоровье. Оранжевая лента являлась символом хлеба, фиолетовая — символом мудрости, малиновая — душевности, искренности и наконец, розовая ленточка (их иногда привязывали по нескольку штук) была символом достатка. Дочери более зажиточных украинцев могли себе позволить вплести в веночек белую ленту, концы которой расшивали серебром и золотом. На левом конце такой ленточки вышивали солнце, а на правом — месяц. Если же девочка росла сиротой, то вплетала в косу голубые ленты. Тогда встречные люди одаривали ее хлебом, одеждой и даже деньгами, желая при этом счастья и богатства.
Длину лент отмеряли по длине девичьей косы и добавляли еще несколько сантиметров, чтобы таким образом спрятать волосы.
Венок не закрывал голову и оставляли открытой косу – главную гордость украинок. Чаще всего девушки заплетали волосы в две косы. Украшая их разноцветными ленточками.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Самое почетное место в венке отводилось деревею (тысячелистник). Его маленькие беленькие цветочки издали напоминают большой цветок, который в народе называют деревцем. Когда цветы тысячелистника увядают, ветер разносит семена по всей округе. Но где бы ни проросло это растение, оно всегда цветет. Вот и стал деревей символом непобедимости.
8. Армянский женский головной убор (вард)
Armenian woman's headdress (Vard)
Вард – традиционный армянский женский головной убор виде ободка, дополненного платком из тонкой белой ткани.
Технология изготовления: вард изготавливается из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, затем оборачивали бархатом. Вард так же украшался вышивкой, бисером, стеклярусом. Под вард на лоб закрепляли налобник с рядами золотых монет.
Вышивка на головном уборе изображает райский сад, птиц, цветы. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками.
9. Казахский женский головной убор (саукеле)
Kazakh female headdress (Saukele)
Саукеле – казахский женский свадебный головной убор, состоящий из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня).
Технология изготовления: выкраивалась в форме конуса, около 70 см высотой из дорогих тканей - бархата, велюра. Края саукеле отделывают пушниной - норкой, лисицей. Верх саукеле неизменно украшает «уки» (пушистый пучок из перьев филина).
Саукеле отделывали бахромой, орнаменты составляли из различных мелких золотых и серебряных монет и фигурных пластинок, которые служили оправой для драгоценных и полудрагоценных камней — сердолика, бирюзы, аметиста. Богатые невесты могли позволить себе саукеле с двумя обильно изукрашенными широкими пластинами.
Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам.
Под саукеле для придания ему жесткости и устойчивости надевался остроконечный войлочный колпак меньшего размера. Волосы невесты заплетались в две косы и особым образом соединялись сзади накосным украшением – шолпы.
Обязательным - дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже.
Саукеле снабжалось особым длинным покрывалом – желек, в котором невеста должна была приехать в аул жениха. Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Cаукеле и юрта были самыми дорогими элементами приданого казахской невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства.
10. Азербайджанский мужской головной убор (папаха)
Azerbaijani men's headdress (Hat)
Папаха – мужской головной убор цилиндрической формы, сшитый из шкур животных (из бараньего меха или из каракуля), с матерчатой внутренней обшивкой.
Технология изготовления: сначала шили форму из шкуры, затем выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.
По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Самыми простыми и наиболее распространенными были – мотал папах или чобан папахы. Мотал папах в основном носили небогатые селяне. В остроконечных щищ или бей папахах ходили люди зажиточные, преимущественно бекского сословия, городская знать.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
11. Азербайджанский женский головной убор (арахчын)
Azerbaijani women's headdress (Arakhchyn)
Арахчын – азербайджанский женский головной убор в виде круглой шапочки с плоским дном.
Технология изготовления: детали арахчына выкраивались из бархата или велюра, подкладка – из однотонной хлопчатобумажной ткани, всегда при изготовлении применялось сквозное простегивание верхней ткани и подкладки.
Женский и девичий отличался богатой вышивкой, цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером и жемчугом. Часто сверху к женским арахчынам пришивали золотые украшения различных форм. Традиционным узором была бута. Для декорирования применялись витой шнур, аппликации из парчовых тканей.
Арахчын носили только незамужние девушки и молодые женщины.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Арахчын в Азербайджане носили, как правило, только в помещении. А если выходили на улицу, то оставляли его под основным головным убором (тюрбан, келагаи, шали, покрывала). Единственными, кому разрешалось носить арахчын без основного головного убора, были дети.
12. Узбекская тюбетейка (дуппи)
Uzbek skullcaps (Duppi)
Дуппи - четырехгранная тюбетейка из черного шелка, атласа, сатина или бархата на которой белыми шелковыми нитями вышиты узоры.
Технология изготовления: раскроенные детали дуппи (клинья) украшаются вышивкой, сшиваются с плотной основой, затем собираются и формуются, путём прессования.
Узбекская тюбетейка «дуппи» обычно украшена традиционным узором «бодом» - миндаль, который вышивается на каждой из четырех граней убора и является символом плодородия и защиты от злых сил, с какой бы стороны света они не были направлены. Нижняя часть тюбетейки по всей окружности украшена вышитыми элементами в виде арок с основанием. Количество арок равняется 16. Арки чередуются между собой двумя видами – маленькая арка, с вышитым в ней символом колыбели, над которой расположено несколько точек – означает рождение новой жизни. Большая арка с внутренней линией точек означает окончание жизни. Точки внутри этой арки означают свет от уходящего человека. Разница в размерах между арками означает, что от рождения до смерти человек проходит долгий жизненный путь.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Узбекская тюбетейка, наравне с узбекским пловом — один из символов Узбекистана. Это не просто красивый головной убор, это еще и своего рода "паспорт" ее обладателя. По форме тюбетейки, по ее цветовому оформлению можно определить, из какого региона страны ее хозяин, сколько ему лет и какой статус в обществе он имеет.
13. Узбекский женский головной убор (бухарская тюбетейка)
Uzbek women's headdress (Bukhara skullcap)
Бухарская тюбетейка – квадратный (четырёхгранный) женский головной убор.
Технология изготовления: клинья тюбетейки выкраиваются из парчи, шелка или бархата, декорируются, стачиваются, затем изделию придают форму.
Головной убор декорируется золотым шитьём, вышивкой, монетами, канителью, стеклярусом, кистями, бахромой, бисером. Узоры, в основном, на растительную тематику, геометрический орнамент встречался редко. Тюбетейки вышивают шелковыми нитками гладью, мелкими крестиками «ироки», особым швом «басма». Причем опытные мастерицы предварительно не наносят рисунок, создавая узор непосредственно в процессе вышивания.
Женщины старшего возраста тюбетейки не носят, их головной убор – платок. Золотом вышивают только женские и детские тюбетейки.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Золотошвейная шапочка из Бухары относится к самобытной разновидности узбекских женских шапочек. Сегодня они являются непременным атрибутом свадебного наряда молодой женщины. А раньше золотошвейные тюбетейки были обязательным элементом костюма эмира и его свиты.
14. Белорусский женский головной убор (венок)
Belarusian women's headdress (Wreath)
Венок – традиционный белорусский девичий головной убор.
Технология изготовления: венок изготавливался из бересты или луба, обтягивался тканью или кожей. Высота венков достигает 13 см. Встречаются венки только из кожи или ткани (льняной, шелковой, парчовой).
Такие головные уборы вышиваются нитками и бисером, также на них нашиваются металлические пронизки, бляшечки.
Более современные венки также состоят из основы, из твердого материала – луба или бересты шириной 10-15 см, согнутой по объему головы и обшитой полотном.
Поверх полотна с наружной стороны венок обшивался яркой тканью, обычно фабричного производства. К этой основе крепились живые цветы, зелень, а сзади с нижнего края цеплялись разноцветные ленты или отрез белой лёгкой ткани. Венки на каждый день ничем не украшались. Такие венки девочки начинали носить с десяти лет.
В конце XIX века венок воспринимался уже как праздничный головной убор, а в начале XX века он стал исключительно ритуальным головным убором, который надевался при проведении свадебной церемонии.
интересный факт:
Чистота узоров белорусской вышивки сохранилась вплоть до ХХ века. Основное – это красные узоры и белый фон. Белый фон – символ чистоты, красный – цвет солнца и крови, как жизненный силы. В конце XIX века белорусские вышивальщицы стали использовать чёрный цвет, но не в качестве преобладающего, а для оттенения красного. В традиционных головных уборах также иногда можно встретить синий и жёлтый цвета.
15. Башкирский женский головной убор (кашмау)
Bashkir women's headdress (Kashmau)
Кашмау — женский головной убор; представляет собой шапочку в форме усечённого конуса с небольшим луновидным отверстием на макушке со спускавшейся на спину неширокой лентой-наспинником – койрок («хвост») которая должна была полностью прикрывать косы женщины на спине.
Технология изготовления: в основе головного убора мягкая форма (шапочка), выполненная из нескольких слоёв хлопчатобумажной ткани, затем форма украшалась по кругу серебряными монетами и декоративными элементами.
Кашмау традиционно изготавливался из ткани красного, бордового или коричневого цвета, украшался вышивкой, подвесками, кораллами, ракушками-каури, бахромой и различными бусинами. Налобная и височная часть головного убора обрамляются монетами, у щек и к груди спускаются длинные фигурные подвески.
Кашмау носили только замужние женщины. Он считался дорогим головным убором и только состоятельные семьи могли его себе позволить. Кашмау дополняется нагрудным украшением (тушелдерек), выполненным из тех же материалов в едином стилевом и орнаментальном решении.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Форма кашмау, сочетание различных материалов и включённость его в единый ансамбль с нагрудным украшением не встречается в подобном виде в ни в одном костюме других народов!
16. Тюбетейка памирских таджиков
A skullcap of Pamir Tajiks
Тюбетейка памирских таджиков – универсальный головной убор, которой носят как мужчины, так и женщины.
Технология изготовления: тюбетейка круглой формы с плоским дном выкраивалась из хлопчатобумажных тканей и бархата, с боков расшивалась хлопковыми и шелковыми нитями, а затем прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. В прежние времена к подбору цветов для шитья тюбетеек относились очень строго. Классическая памирская тюбетейка была красного цвета. Сегодня можно встретить тюбетейки различных цветов.
На Памире многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Особый рисунок, расположенный по бокам – «ширози» – от сглаза.
Тюбетейка и сегодня не потеряла своей актуальности, её носят молодые и старые, дети и взрослые. Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до нескольких месяцев, в зависимости от узора, который вышивается вручную. Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения.
17. Таджиский мужской головной убор (чалма)
Tajik men's headdress (Turban)
Чалма – таджикский мужской головной убор, состоящий из колпака и куска тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани (как правило, муслина). Колпак может быть круглым, полукруглым, цилиндрическим, в виде груши или конуса, гладким или ребристым.
Технология изготовления: колпак выкраивали из нескольких слоёв плотной хлопчатобумажной ткани, обшивали бархатом или парчой, затем накручивали в несколько слоёв длинный отрез мягкой ткани.
Парадную чалму украшали драгоценными камнями, жемчужными понизями (нитями) и перьями, которые укрепляли спереди или сбоку. Самыми дорогими были перья цапли.
Чалму надевали поверх тюбетейки. Размеры чалмы были прямо пропорциональны социальному статусу владельца, а также явно демонстрировали его склонность к роскоши. Так, скромные и непритязательные люди носили чалму небольшого размера, а богатые вельможи, заботившиеся о своем облике, умудрялись так повязывать чалму, что невозможно было разобраться, как она устроена, настолько замысловаты были складки.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: В прошлом для изготовления роскошной чалмы уходило до 20 м ткани. Минимальная допустимая длина полотнища составляла около 6 м.
18. Таджикский женский головной убор (токи)
Tajik female headdress (Toki)
Токи – традиционный таджикский женский головной убор, округлой или четырёхгранной формы с низкими бортиками и плоским дном.
Технология изготовления: токи выкраивают их хлопчатобумажной ткани, детали богато декорируют вышивкой, затем сшивают и придают форму.
Токи очень яркие и различаются цветом и орнаментом. В основном, это растительная орнаментика в виде цветов, букетов и извивающихся побегов. Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее.
Тюбетейка – это не просто украшение – у неё есть и практичные функции. Так как климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой, то тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода.
Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Головной убор зрительно разделён на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года.
19. Немецкий женский головной убор (хаубэ)
German woman's headdress (Haube)
Хаубэ – традиционный женский головной убор поволжских немцев.
Технология изготовления: хаубэ выкраивался из куска батиста, бязи, сатина или вязался в виде мягкого капора (чепца), закрывающего волосы, с завязками (молодые женщины завязывали их сзади под причёской, а пожилые – под подбородком).
Украшался рюшем, лентами, кружевами и искусственными цветами.
Чепец впервые одевался на свадьбе. Это происходило во время традиционного обряда «Kranzabnehmen» («снимание венца»), когда на смену свадебного головного убора на голову невесте одевали чепец или платок, как символ перехода к статусу замужней женщины.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Для замужних немок было недопустимо ходить без головного убора. Это позволялось только молодым незамужним девушкам.
20. Еврейский мужской головной убор (кипа)
Jewish men's hat (Kipa)
Кипа - еврейский мужской головной убор в форме маленькой круглой (вязаной или сшитой из ткани) шапочки, прикрывающую макушку. Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол».
Технология изготовления: головной убор изготавливается из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Евреи носят разнообразные кипы. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели: бархатная шестиклинка ( основной материал – бархат, подкладка – полиэстер, по краю присутствует сатиновая кайма); бархатная четырехклинка (имеет 4 клина, бывает выполненна из замши); цветная бархатная (изготавливается для детей); бресловская (связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой, имеет синюю или черную вышивку); Хабад-Любавич Мешихит (шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом); териленовая (похожа на бархатную, но легкая и комфортная); бухарская кипа (значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку); сатиновая (характерна для консервативных и реформаторских иудеев). Выбор кипы – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.
Также, выделяют кипы повседневные и праздничные.
Кипа может носиться отдельно или под верхней шляпой. Такой элемент национального костюма не является обязательным, но тот, кто к нему обращается, демонстрирует всем свою преданность религии и консерватизм.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Как кипа держится на голове? Классическая матерчатая кипа довольно тяжелая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести. Однако они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы этого не произошло, ее закрепляют металлическими заколками. К лысой голове кипа крепится на силиконовой резинке.
21. Грузинский девичий головной убор (мандили)
Georgian maiden headdress (Mandili)
Мандили – грузинский девичий головной убор в виде шапочки-ободка с вуалью.
Технология изготовления: ободок мандили выкраивался из нескольких слоёв хлопчатобумажной ткани, затем обшивался бархатом или шёлком и декорировался; к краю ободка прикреплялась вуаль из тонкой прозрачной белой ткани.
Декорировался мандили вышивкой из крестообразных мотивов, бусинами, жемчугом и бисером. Также, головной убор украшался жемчужными нитками, обрамляющими лицо.
Мандили призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: С помощью мандили грузинская женщина могла остановить поединок кровных врагов, бросив его между мужчинами.
22. Киргизский мужской головной убор (калпак)
Kyrgyz men's headdress (Cap)
Калпак (ак калпак) — старинный киргизский национальный мужской головной убор.
Технология изготовления: калпак изготавливают только из войлока белого цвета по выкройке (четыре расширяющихся клина); клинья снизу не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля; верх изделия украшают кисточкой. Клинья колпака украшены орнаментированной вышивкой. Орнаменты делятся на растительные, бытовые, животные и космогонические (солнце, луна, звезды, явления природы).
Цвет окантовки и отворота калпака, а также узор говорят о возрасте и социальном статусе владельца. Так, зеленый цвет и четыре «лепестка» на вышивке, которые направлены в разные стороны, означал, что владельцу 12 лет. Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак-калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом. Еще в недавние времена достаточно было взглянуть на отворот ак-калпака, чтобы понять, например, что джигит ищет невесту. В этом случае он надевал калпак с красными или бордовыми отворотами. Если мужчине исполнялось 36 лет, кант на головном уборе следовало заменить на коричневый, а в 48 — на бежевый. Любой встречный читал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж.
К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, снимать следует только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Калпак – визитная карточка Кыргызстана. Парадная форма киргизских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя этот головной убор. В 2011 году в Кыргызстане был учрежден День калпака, который теперь ежегодно отмечается 5 марта.
23. Киргизский женский головной убор
Kyrgyz maiden headdress (Tebetey)
Тебетей – кыргизский девичий головной убор в виде конусообразной шлемовидной шапочки с вышитым декором.
Технология изготовления: шапочку шили из материи в несколько слоя, причём два нижних слоя выкраивались из плотной ткани, а верхний, покрытый вышивкой, - из бархата; выкраивали из четырёх отдельных частей, при таком крое её было удобно вышивать: все части расшивались отдельно до того, как сшивалась шапочка. Основные узоры выполнены ярко-красными нитками с обязательным оконтуриванием узоров черными, синим, зелёным. Пространство между узорами, как правило, оставалась незаполненным. После того как все части шапочки сшивались вместе, мастерица вышивала узкую кайму, идущую по краю шапочки, как бы объединяя все её части в единое целое. На макушку прикрепляли пучок перьев филина. Часто шапочка оторачивалась мехом лисы или выдры.
Тебетей кыргызская девушка носила до замужества, а после свадьбы одевала головной убор – элечек.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Перья филина, по мнению кыргызов, обладают магическими свойствами и защищали от сглаза. У кочевых народов филинов запрещено убивать. Перья для оберега нужно найти, и они должны быть упавшими только с живой птицы.
24. Чеченский мужской головной убор (тубетейка, пяс)
Chechen men's headdress (Skullcap)
Чеченская тюбетейка – традиционный мужской головной убор в виде однотонной круглой шапочки.
Технология изготовления: тюбетейка выкраивалась из велюра или бархата, с окантовкой в виде зубцов из ткани другого цвета и с круглой нашивкой на макушке. Иногда посередине нашивки прикрепляют кисточку из нитей или из бисера и стекляруса.
Чеченская тюбетейка – атрибут религиозного культа, обязательно одевается при проведении намаза. В настоящее время многие чеченцы носят пяс не зависимо от намаза, демонстрируя принадлежность к этносу и к исламу.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Пяс начинают носить еще в подростковом возрасте и носят, соблюдая традиции до почтенного возраста. Его нередко шьют по особому заказу и передают по наследству от старшего в роду к младшему.
25. Осетинский женский головной убор (худ)
Ossetian women's headdress (Hood)
Худ – осетинский женский головной убор в виде шапочки конусообразной усечённой формы и фаты-вуали.
Технология изготовления: в основу головного убора закладывался кожаные (картонная) основа, вырезанная и скрепленная усеченным конусом, на котором сверху фиксировался круг; затем каркас обтягивался по всей поверхности тканью, чаще – шелком и бархатом, в зависимости от возраста хозяйки, это могли быть лоскуты различных цветов либо красное, бордовое, темно-коричневое полотно. Между этими двумя слоями вкладывалась прослойка из тонкого пласта ваты или шерсти. Следующим этапом в изготовлении головного убора осетин было его ручное декорирование.
Декор состоял из прикрепленной вышивки золотыми и/или серебряными нитями, аппликации цветным (позолоченным) сафьяном или плотным шелком, нашивки рисунка тесьмой. Как правило, шапочки ничем более не украшались, помимо вышивки и тесьмы. Изредка на них могли встречаться мелкие басонные пуговицы или металлические бляшки.
Шапочки чаще всего являются одной из основных частей головного убора девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Интересно, что слово «худ» восходит к иранскому xauda, в семантическом отношении соотносясь с понятием «шлем». Согласно археологическим данным идентичную шапочку носили еще аланки.
26. Туркменская тюбетейка (тахья)
Turkmen skullcap (Tahya)
Тахья – туркменский головной убор круглой формы, защищающий голову от палящего солнца.
Технология изготовления: детали тахьи выкраивают из различных тканей, как дорогих — бархата, сукна, шелка, так и простых — сатина, ситца, чаще всего из красивой дорогой материи «кетени», сшивают и декорируют вышивкой.
По форме тахьи разделяют на круглые, овальные, низкие и высокие.
Мягкую тахью с простежкой из льняной ткани надевали мальчику или девочке через несколько дней после рождения. Для стариков шапочки шили из белой бязи. Мужчины надевали тахью на бритую голову. Девочкам и девушкам-невестам надевают мягкую, расшитую цветными шелковыми нитками тахью с серебряными подвесками.
Мужская тахья всегда отличалась от женской простотой и сдержанностью в узорах. Однако и в ней заключался свой особый смысл, зашифрованный в орнаменте из треугольников. Они символизируют сплоченность туркменских джигитов, готовых встать плечом к плечу, чтобы дать отпор врагу.
Сегодня старинная тахья переживает второе рождение. Её носят взрослые и дети. С национальным и современным нарядом. Красочная тахья придает одежде национальный колорит, служит показателем высокого искусства вышивания.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Орнамент тахьи имел магический смысл. В прошлом туркмены полагали, что тахья оберегает хозяина от неприятностей, защищает от сглаза, болезней и зла. Согласно древним обычаям, даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать. Узоры на тахье и сегодня остались такими же, какими были много веков назад. Потому, что за долгую историю мастерицы довели декор до совершенства, и орнамент стал каноническим. Умело расшитые тахья можно с уверенностью причислить к оригинальным произведениям искусства.
27. Дагестанский женский головной убор (чохто)
Dagestan women's headdress (Chokhto)
Чохто – дагестанский женский головной убор, в виде продолговатой трубы с завязками вокруг головы (или серебряной цепочкой).
Технология изготовления: налобную часть чухты шили из шелка, парчи, тафты и украшали бисером, бляшками, галунами, монетками и височными кольцами. В большинстве случаев все виды чохто женщин горного Дагестана в их теменной и налобной части делались на шерстяной или ватной подкладке для защиты от холода.
Чохто прикрывала волосы, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз, по спине, в виде накосника – некоторые до подола платья. Выходя из дома, женщина всегда накидывала поверх чохто большой платок. На праздники сверху на чохто накалывались височные кольца и другие серебряные украшения. Некоторые чохто были кожаными со множеством карманчиков, в которых хранились мелочи вроде гребней и ножей.
Существует ряд локальных особенностей чохто. Так, у андиек чохта, украшенная золотым шитьем, имела форму полумесяца, развернутого «рогами» вниз. Поверх нее женщины повязывали большой белый платок, который укутывал всю фигуру, подобно плащу. Этот головной убор бытовал вплоть до 1930-х гг. Кумычки прикрывали чохто платком из шелка, тюля, шерсти или ситца (соответственно возрасту и поводу). Молодые даргинки предпочитали яркий цвет покрывал, пожилые — черный.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Носить чохто имели право лишь замужние женщины, молодые же девушки в качестве убора использовали шали.


























