Вернуться к обычному виду
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К.Г. Паустовский

Национальные музыкальные инструменты народов Самарской области

Национальные музыкальные инструменты  народов Самарской области 23.06.2022

Мы продолжаем публикации в рамках онлайн-проекта «Фольклор народов Самарской области» и следующая его часть будет посвящена национальным музыкальным инструментам народов нашего региона.

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны раскрыть специфику нравов и обычаев, традиций и обрядов, поведать многое о культуре своего народа.

У каждого этноса – неисчислимое множество проникновенных музыкальных произведений, отличающихся богатством содержания, разнообразием жанров и художественных образов. Каждый народ выработал характерные лады, ритмику, строение мелодии, создал самобытные музыкальные инструменты. Песенное и инструментальное творчество, как и музыкальные инструменты, веками совершенствовали народные певцы и музыканты – русские скоморохи, украинские кобзари и бандуристы, армянские ашуги, казахские и киргизские акыны, туркменские бахши и т.д.

Музыкальный инструментарий народов Самарской области разнообразен: он включает в себя и образцы простейших инструментов, изготовленных из камня, кусочка бересты, тростника или из древесного листа, и очень сложные в конструктивном отношении инструменты. Среди них мы находим представителей почти всех существующих типов музыкальных инструментов: разного рода продольные и поперечные флейты; духовые инструменты с одинарной и двойной тростью; деревянные, металлические, костяные трубы и рога; щипковые, смычковые и ударные струнные инструменты; бубны, литавры, односторонние и двухсторонние барабаны; разного устройства самозвучащие инструменты и, наконец, язычковые пневматические – гармоники всевозможных систем.

В современной музыке народные инструменты продолжают звучать в творчестве самодеятельных коллективов, а также профессиональных оркестров и фолк-исполнителей.

 

Ежегодно 23 июня отмечается День балалайки — международный праздник музыкантов-народников.

Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского. Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, ЮАР, Украины, Белоруссии, Казахстана и, конечно, России.

Именно с балалайки мы и начнём наш рассказ о национальных музыкальных инструментах народов Самарской области.

Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, ставший одним из музыкальных символов русского народа.

Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Длина балалаек различна: от 600—700 мм (прима) до 1,7 метров (субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (а в XVIII—XIX веках и овальным) деревянным корпусом.

Корпус склеен из отдельных 6-7 сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 врезанных ладов).

Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Любопытно само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.




Теги: Фольклор народов Самарской области



Возврат к списку