Вернуться к обычному виду
«Мы многонациональное общество, но мы единый народ».

В.В. Путин

Навруз – праздник добрых дел

Навруз – праздник добрых дел 19.03.2018

В преддверии областного межнационального  Навруза расскажем о традициях его празднования.

Навруз – праздник весеннего равноденствия, который отмечают многие народы России, Казахстана, Ирана, Центральной и Малой Азии.

В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.

Навруз является одним из самых древних праздников на Земле, дошедших до нашего времени. Он связан с культом Солнца и возникновением солнечного календаря, который появился у народов Ирана и Средней Азии с VII века до н.э. Согласно ему, год начинался 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Раньше праздник начинался тогда, когда солнечный диск входит в созвездие Овна. Этот момент определяли звездочеты – мунадгижимы – людьми очень почитаемой профессии на Востоке. Сегодня это событие высчитывают астрономы, указывая его в календаре с точностью до минуты.

Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, Навруз не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В Самарской области, как и по всей России, его празднуют татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки, туркмены, азербайджанцы и многие другие народы.

Навруз объявлен государственным праздником в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане, Киргизии, Иране, Албании, Афганистане, Грузии, Индии, Турции, Македонии, в иракском Курдистане, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Символом Навруза и главным украшением праздничного стола традиционно считаются проросшие зерна пшеницы или других злаков – сабзи, символизирующие оживление природы. Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года.

Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Эти блюда готовятся раз в год и только на Навруз. Процесс приготовления их длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера, и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи – мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей, причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумалак – это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле с добавлением масла и муки.

Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. А они угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.

При этом считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.

В день праздника все члены семьи собираются за новогодним праздничным столом, который называется «хафт-син» - на нем должны присутствовать семь (хафт) яств, название которых начинается с буквы «син» (с). В зависимости от региона ассортимент праздничных блюд отличается, но в обязательном порядке должны присутствовать магические предметы и продукты, которые символизируют непорочность, свет, обилие, счастье и плодородие в Новом году.

У разных народов традиции праздника немного отличаются. Так в Афганистане к празднику также готовят «хафтмева» – компот, в который входят семь компонентов – ядра грецких орехов, фисташек, миндаля, тёмный и светлый изюм, а также сенджед. А в Казахстане на стол принято ставить «наурыз коже» – особое праздничное блюдо из семи ингредиентов: мяса, воды, муки, масла, крупы, соли и молока. Существует несколько рецептов приготовления наурыз коже, и каждая хозяйка готовит его по-своему. В Азербайджане одним из символов праздника являются пахлава, гогал (круглая слоеная булочка) - представляет собой Солнце, и шекербура (сдобные пирожки) – символ Луны.

С древних времен и до настоящего времени празднование Навруза в сельской местности начинается с прокладки борозды. При этом за плугом находится самый старый и уважаемый житель деревни. В первую борозду он бросает немного зерна. Только после этого могут начинаться все полевые работы – боронование, пахота, сев и другие.

В Таджикистане и Узбекистане в этот день проходят народные гуляния, например, игра Копкари, бои и конные скачки. Аналогичные традиции есть и в Кыргызстане и Казахстане — во время гуляний демонстрируется искусство верховой езды в состязании, в котором всадник должен догнать девушку верхом на коне, борьба всадников и стрельба из лука.

В Иране проходят цирковые уличные представления под названием Банд Бази.

В Азербайджане одним из любимых детьми элементов праздника являются состязание в битье крашеных яиц. В дни праздника ашуги и народные певцы ханенде исполняют песни, проводятся народные игры — канатоходцы демонстрируют своё мастерство, пехлеваны (народные борцы) меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли, в сельской местности проводятся конные состязания, игры в човган – поло.

В Туркменистане состязания богатырей-пальванов, самобытных сказителей-бахши и острословов перемежаются с шумными играми, зрелищными петушиными боями, виртуозными номерами мастеров-канатоходцев, скачками крылатых ахалтекинцев – истинной души туркмена. А излюбленным развлечением молодежи становится катание на традиционных праздничных качелях – «хиннилдик».

Но самое главное в Навруз – это добрые дела. Недаром в преддверии праздника высаживают цветы и деревья и помогают всем, нуждающимся в поддержке.

 




Возврат к списку