В регионе завершилась экспедиция российских этнографов. Где поливают водой «медведя» в кленовых листьях, сколько курников довелось съесть участникам проекта и чем уникальна культура области, рассказали в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.
Материал в федеральный реестр собирают уже третий год при поддержке министерства культуры России и в рамках национального проекта «Культура».
- С 2022 года не менее десятка регионов в течение года участвуют в цикле фольклорно-этнографических экспедиций, - рассказал историк и этнограф, профессор РАН Александр Черных. - В Самарской области перед нами стоит три задачи. Собрать интересный материал, выявить уникальные явления культуры народов региона и включить их в федеральный и региональный реестры нематериального этнокультурного наследия. И третья задача - совместная работа с самарскими коллегами, выработка общих подходов.
По итогам самарской экспедиции, считают ученые, не менее трех объектов наследия из региона войдут в федеральный каталог. В этом году материал собирали в Нижегородской области, Чувашской республике и в Марий Эл. Параллельно шли экспедиции в Сибири. Впереди Сахалин, Карелия, Ленинградская область и Дагестан. Исследователей интересует буквально все: от еды и костюмов до песен и праздников. Впечатлило в регионе многое. Тем более что у нас представлено не только большое разнообразие культур, но и удивительно много «живых» обрядов.
- Каждый день экспедиции находим что-то очень интересное, - поделился Черных. - Например, обряд с «медведем» в мордовском селе Семеново-Шарла Шенталинского района. «Медведь» - это парень, который на праздник одевается в кленовые листья. С ним проводят разные действия, в том числе обливают водой для вызывания дождя. Когда мы отправили фотографию этого травяного медведя коллегам, они удивились, потому что так делали, например, в Древней Греции, а тут живая традиция, которая сохраняется в селе и совершается ежегодно.
В деревне Старое Афонькино и селе Четырла эксперты изучали чувашские традиции.
- Собрали уникальный песенный материал, в том числе такие редкие жанры, как плач невесты, который исполняется сольно на фоне коллективного пения, - продолжил ученый. - Такое тоже редко сегодня можно записать. Ну и кроме того, интересный материал - традиции некрещеных чувашей села Старое Афонькино. Они сохранили древние представления о мире. Русско-мордовское село Коноваловка Борского района впечатлило нас сохранностью песенной традиции, в том числе включенностью в хор мужчин.
Источник: https://sovainfo.ru/news/obryady-i-pesni-narodov-samarskoy-oblasti-voydut-v-federalnyy-reestr/