
Туркменистан принял достойное участие в борьбе против фашизма. Сыны Туркменистана вступали в ряды Советской армии и вместе со всеми народами Советского Союза положили свои жизни и судьбы на алтарь Победы, разделив со всей страной тяготы и невзгоды войны.
В первые же дни войны начался поток заявлений от добровольцев с просьбой зачислить их в ряды действующей армии. Было введено всеобщее обязательное обучение мужчин в возрасте от 16 до 50 лет, но военными знаниями овладели и несколько тысяч девушек. 3 000 добровольцев в первые дни войны были призваны в ряды Красной Армии в Туркменской ССР. Более 180 000 человек ушло на фронт в годы войны (свыше 10% населения).
В Ашхабаде и других областных центрах и крупных населенных центрах Туркменистана было сформировано несколько истребительных батальонов общей численностью 7 305 человек. Были созданы 87 туркменская стрелковая бригада, 97 и 98 туркменские кавалерийские дивизии. Преимущественно туркменскими по национальному составу были 18 кавдивизия, которая в марте–июле 1942 года в составе 11 кавалерийского корпуса действовала в тылу противника западнее Вязьмы и почти полностью погибла при прорыве из окружения, 83 горнострелковая дивизия, в октябре 1943 года преобразованная в 128 гвардейскую горно-стрелковую Туркестанскую Краснознаменную дивизию, и 72 горнострелковая дивизия, уничтоженная осенью 1941 года на Юго-Западном фронте.
18 туркмен стали Героями Советского Союза, среди них - Мухамед Атаев, Айдогды Тахиров, Тачмамед Ниязмамедов, Клычнияз Азалов, Ораз Аннаев, Мульки Байрамов, Бердимурат Давлетджанов, и другие. 11 человек стали полными кавалерами ордена Славы, 15 тысяч сыновей и дочерей туркменского народа были награждены орденами и медалями.
В июле 1941 года к званию Героя Советского Союза был представлен туркмен Курбан Дурды, командир стрелкового отделения 389 стрелкового полка 176 стрелковой дивизии. Первый бой с фашистами он принял на румыно-бессарабской границе уже 22 июня 1941 года Награда была присвоена ему за смелую вылазку в тыл врага на реке Прут, которую он провел26 июня 1941 года. Уже в сентябре 1941 года Курбан Дурды был демобилизован по ранению – он потерял руку. Вернувшись в 1942 году после демобилизации в Ашхабад, он окончил педагогический институт и работал учителем истории. Позже он работал директором Музея истории Академии Наук Туркмении и скончался в феврале 1976 года в возрасте 58 лет.
Среди героев – старший сержант Айдогды Тахиров – командир отделения 87-й Туркменской отдельной стрелковой бригады 11-й армии Северо-Западного фронта:
«Братья-туркмены, слушайте меня! Я, Айдогды Тахиров... Бейте фашистов, нещадно бейте. Пусть вечно живет наша великая Родина...».
В ночь на 30 января 1943 года старший сержант Тахиров, находясь в боевом охранении в районе села Новая Деревня (Парфинский район Новгородской области), с группой бойцов принял бой с численно превосходящим противником. На позиции боевого охранение вышло до роты гитлеровцев. Четверо советских бойцов не отступили ни на шаг. Вскоре раненый Айдогды Тахиров остался один. Когда диски автомата опустели, он с гранатами в руках бросился вперёд и уничтожил десятки врагов. Получив в рукопашной схватке множество тяжелых ранений, боец в бесчувственном состоянии был унесен немцами в свои траншеи. В этом неравном бою он уничтожил 47 немцев, но мужественный воин один сорвал наступление роты врага.
Боевое крещение под Сталинградом получил Герой Советского Союза старший сержант Пена Реджепов, который до войны работал учителем истории в г.Ашхабаде. Освобождая от фашизма страны Европы, он дошел до Берлина. При форсировании реки Висла в Польше он получил ранение в обе ноги, но мужественно выполнил боевое задание. За мужество и героизм в годы войны был награжден пятью боевыми орденами и медалями.
Командир эскадрона 294-го кавалерийского полка 97-й Туркменской кавалерийской дивизии лейтенант Аннаклыч Атаев, который до войны был учителем, . погиб в январе 1943 года, удерживая с эскадроном высоту в станице Белая Калитва Ростовской области, Эту высоту позже назвали «Высотой бессмертия». Посмертно Аннаклыч Атаев был удостоен звания Героя Советского Союза.
Не только на фронте, но и в тылу туркмены делали все возможное, чтобы приблизить победу над врагом.
После оккупации гитлеровцами Ростова-на-Дону и части Северного Кавказа Ашхабадская железная дорога превратилась в прифронтовую, в основную магистраль, связавшую Закавказье через Каспийское море с фронтами и центром страны. Именно по ней перебрасывались под Сталинград войска, военная техника и боеприпасы.
Уже с августа 1941 года в Туркменистан начали прибывать эвакуированные из западной части СССР предприятия, учебные, научные, культурные заведения, в том числе Московский государственный университет. Всего в Туркменистане были открыты десятки новых предприятий, работавших на нужды фронта, в том числе производство шелка для парашютов и др. Туркменистан дал приют десяткам тысяч эвакуированных из прифронтовых областей. К августу 1943 года в Туркменистан прибыло более 32 тысяч эвакуированных из прифронтовых и оккупированных областей.
Экономика страны была перестроена на военный лад. Взамен ушедших на фронт мужчин к станкам встали подростки и женщины. 93 процента подростков участвовали в сельхозработах, чтобы обеспечить страну сырьем и продовольствием. В армию были мобилизованы не только люди, но и 20 процентов имевшихся лошадей. В фонд обороны сдавались и породистые кони - самое дорогое, что есть у мужчины-туркмена. Только в первые месяцы войны для кавалерии были поставлены около 200 породистых лошадей.
В 1942 году через Туркменистан проходят основные транспортные коммуникации, по которым доставлялось все необходимое на южный участок фронта.
В годы войны был построен Красноводский нефтеперерабатывающий завод. Предприятия металлообрабатывающей промышленности и промкооперации были переведены на изготовление боеприпасов и вооружения, а предприятия легкой, текстильной и местной промышленности переключились на выпуск военного снаряжения и обмундирования. Гранаты, мины и другие боеприпасы начали производиться на заводах. За годы войны продукция тяжелой промышленности республики возросла на 41,8%, добыча нефти в 1,7 раза, серы на 22,8%. Туркмения давала на нужды фронта много хлопка, зерна, мяса и другой продукции.
Даже находясь в глубоком тылу, туркменистанцы делали все для того, чтобы приблизить светлый день Победы. Жители республики активно участвовали в создании Фонда обороны. Так участники конного пробега 1935 года Ашхабад-Москва Бекмурад Аннамурад и Ашир Кулибек сдали в фонд обороны самое дорогое, что у них было - наградные именные золотые часы. Туркменские женщины жертвовали в фонд обороны свои украшения и другие ценности, в том числе полученные по наследству и являвшиеся семейными реликвиями. Всего за годы войны женщины-туркменки сдали в фонд обороны 7392 килограмма серебра и золота. Это составило около 80 % драгоценных металлов, собранных в Фонд обороны по всему Союзу. Украшения туркменских женщин «переплавили» в 5 танковых колонн и 7 эскадрилий боевых самолетов, в частности были построены эскадрилья самолетов «Колхозник Туркменистана» и танковая колонна «Комсомолец Туркменистана».
В письме трудящихся Туркменистана, врученном воинам 87 Туркменской отдельной стрелковой бригады в связи с 25-й годовщиной Красной Армии, говорилось: «Помни, кызыл-аскер! (красный солдат) Помни, джигит! На берегах Азовского моря, в степях Украины, в великорусских районах и под Ленинградом ты защищаешь солнечную Туркмению, мать, жену и детей своих. Пусть это сознание укрепляет силы твоей руки и повышает меткость твоего глаза!»
Уроженцы Туркменистана вместе со всеми народами Советского Союза внесли огромный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне, положили свои жизни и силы ради общей Победы над врагом.
С.Н. Воробьева



