Вернуться к обычному виду
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А.И. Куприн

Патриарх Кирилл встретился с сотрудниками Российского федерального ядерного центра в Сарове

Патриарх Кирилл встретился с сотрудниками Российского федерального ядерного центра в Сарове 02.08.2016

1 августа 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил г. Саров Нижегородской области. Он отслужил на Соборной площади Серафимо-Дивеевского монастыря литургию в честь 25-летия переноса мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево. Богослужение совершилось в присутствии семи тысяч паломников.  

После литургии Святейший освятил закладной камень в главный храм города ядерщиков Успенский собор Саровского монастыря. Именно здесь с 1903 года и до закрытия монастыря находились мощи преподобного Серафима Саровского. В 1951 году снесли и обветшавший собор. Горожанам объяснили: от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов здание могло обрушиться.

Место, где возведут храм, полностью подготовлено к строительным работам. Ученые-разработчики проекта обещают, что на этот раз учтены все особенности грунтового основания, близость расположения пещерного храма и промышленная сейсмика.

На богослужении присутствовали участники проходившего в Саровской обители круглого стола «Вера и наука — взаимодействие во благо России», посвященного 70-летию Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ. На «круглом столе» глава РПЦ встретился с сотрудниками центра.

Обращаясь к представителям научного сообщества, патриарх Кирилл затронул актуальные религиозно-философские проблемы.

«Данный исследовательский институт, безусловно, является одним из ключевых научных центров, обеспечивающих безопасность нашего Отечества. Дата, отмечаемая ныне, привлекает наше внимание не только к теме военной защиты России от внешних угроз, но и к осмыслению некоторых религиозно-философских вопросов. Хотел бы особо отметить, что юбилей Саровского института связан с фактом сосуществования и взаимодействия научного и духовного центров. Сей же факт напрямую обращен к сложной и многогранной теме взаимоотношения религии и науки, веры и знания.

И хотя на протяжении человеческой истории отношения между религией и наукой складывались очень по-разному, религиозный и научный способы постижения мира не противоречат друг другу — в том плане, в каком не противоречат друг другу наука и искусство, религия и искусство.

Можно сказать, что религия, наука и искусство — это разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком. У каждого из них свой инструментарий, свои методы познания, они отвечают на разные вопросы. Наука, например, отвечает на вопросы «как» и «почему». Религия — на вопрос «для чего». В центре религиозного познания — проблема смысла жизни и отношения к смерти

Различие научного и религиозного аппаратов и невозможность их механического «сопряжения» отнюдь не означает их абсолютной несовместимости. Наука и религия, безусловно, дополняют друг друга в общей картине наших знаний о мире, делают ее более объемной и яркой. Только эта целая картина не вписывается полностью ни в научные рамки, ни в рамки собственно религиозных представлений. Иными словами, это взаимодополнение происходит не на поле науки (т.е. религиозные аргументы здесь не работают, хотя многим научным открытиям мы и обязана религиозной интуиции ученых) и не на поле религии (наука не служит тому, чтобы прямо подтверждать религиозные истины, хотя и такое случается). Наука отвечает на свои вопросы, а религия — на свои. И чем больше ответов есть у человека, тем богаче его представления и мире, о Боге и о самом себе», - отметил он.

Предстоятель Русской православной церкви подчеркнул, что церковь — безусловный союзник научного сообщества в вопросах образования, развития и укрепления науки, в вопросах необходимости всеобъемлющей и масштабной поддержки научного и экспертного сообщества и государством, и всем обществом. В мире интенсивного развития технологий, основанных на научном знании, чрезвычайно важна нравственная ответственность ученых. Несколько десятилетий назад, говоря о возможных опасных последствиях научного прогресса, мы имели в виду прежде всего ядерные технологии. Но теперь возникли острейшие проблемы, связанные с биотехнологиями, бурным развитием информационных технологий, созданием виртуальных реальностей, формированием всеобъемлющих баз данных, контроля и учета людей, недолжное использование которых может поставить под угрозу свободу человека и его гражданские права. Важно понимать: сама тема последствий научно-технологического развития безусловно имеет нравственную составляющую. Она неразрывно связана с представлениями о добре и зле, со способностью различать вред и пользу. И здесь — естественное поле объединения усилий науки и религии.

«Выражаю искреннюю надежду на то, что во взаимодействии Церкви и научного сообщества будет укрепляться Отечество наше и что наши совместные труды принесут пользу российскому народу» - закончил Патриарх своё обращение.




Возврат к списку