Вернуться к обычному виду
«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов».

Леонардо да Винчи

Петр и Феврония Муромские — православные покровители семьи и брака

Петр и Феврония Муромские — православные покровители семьи и брака 07.07.2017

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Этот праздник еще называют Днем памяти святых Петра и Февронии Муромских.

Муромский князь Пётр и его жена Феврония, жившие в XIII веке, почитаются православными как покровители семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разные гробы, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Жизнь Петра и Февронии описана в «Повести о Петре и Февронии Муромских», полное название которой — «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии». «Повесть» является памятником древнерусской агиографической литературы. Она создана в середине XVI века писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

Как отмечает Дмитрий Сергеевич Лихачев, о времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры: одни исследователи относят ее к XV веку, другие — к началу XVI-го. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что «Повесть» в каком-то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела под пером Ермолая Еразма — писателя, работавшего в середине XVI веке. «Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.

Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет, что очарование «Повести» — «в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц». Героиня повести — Феврония — «мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана». Князь Петр, как отмечает Дмитрий Сергеевич, пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти.

Образ Февронии, созданный в «Повести», удивителен: «Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа. Животворящая сила любви Февронии так велика, что «жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

С 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году и при поддержке государственной корпорации «Ростех», в российских городах устанавливают скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские». Открытие памятников, как правило, приурочивается ко Дню семьи, любви и верности.

Памятники Петру и Февронии установлены уже в 60 городах России и продолжают воздвигаться. 8 июля 2011 года такой памятник был открыт и в Самаре, в сквере на площади Славы, рядом с храмом Георгия Победоносца. Автором скульптурной композиции является Константин Чернявский.

И с этого года к подножию памятника возлагают цветы молодожены, заверяя тем самым друг друга в такой же сильной любви и преданности, которыми славятся Петр и Феврония Муромские.





Возврат к списку