Вернуться к обычному виду
«Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей, и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».

Клод-Адриан Гельвеций

Почему луна кровавая и кто ее съел?

Почему луна кровавая и кто ее съел? 30.07.2018

Лунное затмение возникает, когда Луна проходит внутри земной тени. Когда начинается затмение, тень Земли сначала слегка затемняет Луну,а затем тень начинает «покрывать» часть Луны, превращая ее цвет в темно-красно-коричневый (цвет может меняться в зависимости от атмосферных условий). Луна выглядит красновато из-за рэлеевского рассеяния (тот же эффект, который заставляет закаты казаться красноватыми), и преломляет свет через земную атмосферу в ее тени. Это явление могли наблюдать 27 июля 2018 г. жители России и ближнего зарубежья. Однако, во времена, когда люди не обладали подобными знаниями, это явление объясняли с помощью легенд и поверий. Некоторые легенды весьма схожи у разных народов, даже если они географически проживали на удаленных точках.

Луна в народных представлениях славян устойчиво связывалась с загробным миром, с областью смерти и противопоставлялась Солнцу, как божеству Дневного света. Затмение Луны объяснялось пожиранием светила волком, псом, впоследствии чертом или мифическим чудовищем.

У чувашей широко распространен сюжет о пятнах на луне. По легенде, бедная сирота, гонимая злой мачехой, не вынесла обид и оскорблений и попросилась на луну в момент, когда ее окружили насланные мачехой злые духи. Луна сжалилась над ней и вместе с коромыслом и ведрами подняла к себе. Так она там и осталась.

Злая мачеха -колдунья, превращаясь в старуху-пожирательницу Вупр, время от времени нападает на луну и хочет съесть ее. Тогда и наблюдается лунное затмение. Но силы добра побеждают злую колдунью, и девушка остается на луне.

По поверью мордвы, лунные затмения соотносятся со временем особого разгула нечистой силы. Они могли быть вызваны и колдовством: ведьмы летали на луну и укрывали ее. Таким образом, безлуние, лунное затмение, когда луна лишается своей блестящей красоты, представлялись периодом торжества демонов и злых духов, временем активизации темных сил.

Древние армяне называли луну двумя разными именами. Одно из них было Lusin (Лусин), явное соответствие Luna, а другое – Ami(n)s (Амис), которое сейчас, как и латинское mens, значит «месяц».

Как и у многих других народов, у армян считалось, что затмения солнца и луны вызывали драконы, которые пытались проглотить эти светила. Но «несчастливая звезда» («злая судьба») западных армян – простой пережиток суеверий, свойственных персам, полагавшим, что это явление происходит из-за двух темных небесных тел, отпрысков первозданного быка, скрывающих солнце и луну в момент прохождения между этими светилами и землей. Когда случалось лунное затмение, колдуны говорили, что оно напоминало явление демона. С помощью колдовства он мог низвергнуть солнце или луну с небес и соединить вместе. Маги могли, поместив луну на гумно, доить ее, как корову. Последняя деталь – напоминание о первозданной корове и ее отношении к луне и одновременно указание на то, что это светило почиталось армянами как богиня плодородия, не удивительно, что затмения и появление комет служили предзнаменованиями бед.

В башкирской мифологии, близкой к мифологии тюрков Сибири, Ай ' луна (месяц)' была одним из небесных божеств. В основе легенд лежит вера в существование взаимной связи между убыванием луны и убыванием благосостояния людей, отсутствием будущего. Аналогичная семантика усматривается в поверье, согласно которому, в период убывания луны необходимо изгонять болезни, неудачи, несчастья. В различных заклинаниях, нацеленных на изгнание злых духов, демонов болезней, несчастий, упоминается божество Луны. Это связано с тем, что луна появляется в вечерне-ночное время, в конце дня-жизни, и если Солнце — день дарит жизнь, то Луна способна избавить от болезней.

Киргизы Луну и звезды рассматривали как неотъемлемые части неба. Луна, вероятно, была божеством. По легенде, девочку-сироту хозяева послали однажды ночью зимой за водой. Она попросила Луну ее забрать. Солнце тоже спустилось, стало бороться с Луной. Луна упросила отдать ей сиротку. И сегодня она видна там с коромыслом и ведрами. Когда Луна на время теряет девочку, то темнеет (краснеет) от горя (лунное затмение).

У вьетнамцев Луна и Солнце представлялись двумя сестрами. Сперва Луна была горячей своей сестры-Солнца. Отец велел матери вымазать лицо Луны золой, с тех пор люди Луну полюбили. Когда Медведь, муж обеих сестер, сходится с ними, происходят затмения.

У дравидов Южной Индии лунное затмение объяснялось так: однажды человек нашел мед, наполнил сосуд, спрятал, не поделившись с товарищем. Сосуд превратился в змею, погнавшуюся за человеком. Тот набросил свою одежду на пробегавшего зайца, и змея теперь погналась за зайцем. Заяц попросил Солнце спрятать его, но Солнце ответило, что оно слишком горячо, пусть Луна спрячет. Пятна на луне и есть тот самый заяц. Каждый раз, когда змея пытается его схватить, происходит лунное затмение.

 

Нивхи, малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии, видят на луне женщину с коромыслом, а с ней собаку, пожирающую Луну, вызывающую затмения.

Как видно, происхождение пятен на земле, равно как и объяснения лунных затмений, перекликаются у разных народов. Каждая из этих легенд и мифов – часть культурного наследия народов, которое должно передаваться от поколения к поколению, как передаются народные сказки от бабушек внукам.

фото: U.K.

Ульяна Крюкова




Возврат к списку