Вернуться к обычному виду
«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

К.Г. Паустовский

Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с праздником Рош ха-Шана

Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с праздником Рош ха-Шана 30.09.2019

Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с наступлением Нового года по иудейскому религиозному календарю - праздником Рош ха-Шана.

«Поздравляю вас с праздником Рош ха-Шана – наступлением Нового года по иудейскому религиозному календарю.

Этот древний праздник символизирует стремление людей к духовному очищению и самосовершенствованию, побуждает их заботиться о чистоте своих помыслов и поступков.

Важно, что еврейские организации России с глубоким уважением относятся к бесценному духовному, историческому, культурному наследию предков, приобщают молодёжь к отеческим традициям и обычаям. Самого искреннего признания заслуживает их активное участие в общественной жизни, в реализации значимых социальных, благотворительных инициатив, в поддержании конструктивного межнационального и межрелигиозного диалога в нашей стране.

Искренне желаю, чтобы наступающий год принёс вам благополучие, счастье и процветание».

 

29 сентября, сразу после захода солнца наступил Рош ха-Шана — Новый, 5780 год по еврейскому календарю. Он празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Празднование продлится два дня (заканчивается ночью 1 октября), названных в Талмуде «одним длинным днем», в течение которых нельзя работать.

Еврейский праздник Рош аШана (ראש השנה) отмечается в честь сотворения мира. Он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Традиционно считается, что Адам был создан именно в Рош ха-Шана, и в этот день прародители человечества нарушили Божественный запрет, за что были изгнаны из Эдема. Это был первый суд над человеком, и с тех пор в Рош ха-Шана Всевышний рассматривает поступки людей, совершенные в прошедшем году, чтобы решить судьбу каждого в году наступившем. Как говорит Талмуд, все без исключения люди в этот день проходят пред Всевышним, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Судьбы праведников и злодеев решаются сразу, события же жизни остальных людей, хоть и определяются в Рош ха-Шана, но окончательное решение по ним принимается через десять дней после Нового года, в праздник Йом Кипур (Судный день).

Существует предание, что в дни Рош аШана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

Рош ха-Шана не только веселый, но и глубоко религиозный праздник. Поэтому в первый вечер после зажжения праздничных свечей, прочтения благословений и определенной молитвы люди приветствуют друг друга словами: «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!» Имея в виду записи в Книге Жизни на ближайший год.

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».

Рош ха-Шана отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. После торжественной службы в синагоге люди садятся за праздничные столы. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.

На столах обязательно должны быть определенные продукты: круглой формы хлеб, символизирующий цельность еврейского народа, традиционная хала (символ жизни), которую, макают в мед (символ удовольствия) и соль (символ богатства), яблоко, дольки которого едят с медом, желая друг другу не менее сладкого года. У многих среди блюд — баранья голова. Ее едят в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака. Еще на столе голова рыбы — чтобы в наступающем году «не плестись в хвосте», гранат — «чтобы заслуги множились, как зернышки у этого плода», рыба — чтобы «множиться, как рыбы в море». В некоторых общинах едят нарезанную кружочками морковь, формой и цветом напоминающую золотые монеты — «чтобы в новом году жить богато». Но нет на первой праздничной трапезе кислого, горького и острого. Как нет и орехов — сумма числовых значений входящих в слово «орех» букв равна сумме числовых значений букв слова «хет» (грех).

После завершения трапезы люди благодарят Всевышнего за еду и за все то доброе, что у них есть.

Символом этого праздника является шофар — древнейший инструмент из рога старого барана. Тора называет Рош ха-Шана «Днем трубного гласа» — каждый иудей обязан слушать звуки шофара, в который трубят, призывая к покаянию и исправлению своих ошибок. Даже само слово «шофар» переводится как «улучшение». Во время празднования Нового года используются три звука шофара: долгий непрерывный (ткия), с тремя перерывами (шварим) и рыдающий с девятью паузами (труа). Эти звуки должны заставить людей «проснуться от сна», проанализировать свои поступки и искренне раскаяться в грехах, чтобы в Йом Кипур Всевышний мог простить провинившихся и записать их в Книгу Жизни. Шофар в синагогах звучит по сто раз в каждый из двух дней праздника.




Возврат к списку