Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 11

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 11 05.05.2022

Мы продолжаем публиковать материалы о культуре и традициях народов проекта «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Сегодня мы расскажем о евреях.

 

Самоназвание – евреи – от ивритского иври - «(пришелец) с той стороны». Изначальное название иеhуди (иудей) относилось к потомкам (колена) Иеhуды (одного из 12 колен). Израиль (Исраэль)- имя, данное патриарху Иакову по Библии. Родной язык – иврит, идиш, ладино и другие еврейские языки.

Традиционная религия – наиболее распространен среди верующих иудаизм. В иудаизме различаются традиционно-ортодоксальное, ортодоксально-сионистское, реформистское, консервативное и реконструкционалистское направления, хасидизм.

 

ЭТНОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Предками современного еврейского населения России были «немецкие» евреи, которые появились в конце ХVIII века, после раздела Польши. На отошедших к России землях Украины, Белоруссии, Литвы проживали сотни тысяч евреев. Россия ограничила право проживания евреев только этими землями. Так возникло понятие «черты оседлости».

Первыми евреями Самары были бывшие кантонисты и солдаты, появившиеся здесь в середине XIX века. В 1854 году в Самаре проживало 78 мужчин и 14 женщин еврейской национальности.

Положение евреев изменилось в лучшую сторону во время царствования Александра II. Указом царя-реформатора евреям был предоставлен ряд льгот. Право на жительство вне черты оседлости получили некоторые категории евреев: купцы I гильдии, специалисты с высшим образованием, специалисты высокого класса. В местах проживания им разрешалось создавать семьи.

Самарская еврейская община быстро увеличивалась.

Особенно росла численность еврейского населения при П.В.Алабине, который был городским головой Самары, а потом председателем губернской управы. Либеральный П.В.Алабин отличался дружелюбным отношением к различным этническим группам традиционного многонационального Cамарского края. В конце XIX века, когда по России с нарастающей силой катилась волна еврейских погромов, многих беженцев прибивало к волжским берегам. Значительному количеству городской голова предоставлял пристанище в Самаре. Но отнюдь не благотворительность диктовала царскому чиновнику желание предоставлять евреям «вид на жительство», а забота о благе стремительно развивающейся Самары, обретавшей статус «российского Чикаго». В роскошном альбоме, выпущенном к 300-летию Самары, Алабин писал о еврейских торговцах и ремесленниках как о людях сообразительных, трудолюбивых, которых надо всячески привлекать.

Славились в Самаре еврейские часовщики, портные, переплетчики, шапочники, появились в среде евреев люди нового ремесла-фотографии и др.

Многие евреи занимали серьезные должности на строительстве и в администрации железной дороги. Постепенно в Самаре сложилась еврейская интеллигенция.

После отмены «черты оседлости» (1917) и гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в том числе в пригородные посёлки).

 

ТИПЫ ЖИЛЬЯ

Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — на входе размещается мезуза – молитва, упакованная в футляр, на восточной стене (мизрах) размещают специальные аппликации или роспись, участок стены оставляют не покрашенным или неоштукатуренным в память о разрушении Иерусалимского храма и др.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов — фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т.п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др.




Теги: Народы Самарской области



Возврат к списку