Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 3

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 3 15.02.2022

Мы продолжаем публиковать материалы о культуре и традициях народов проекта «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России.

Сегодня расскажем о чувашах.


Самоназвание – чаваш.

Традиционная религия. Верующие в большинстве своем исповедуют православие, но есть и мусульмане.

Этнические группы – вирьял, анатри, анат-енчи. Вирьялы проживают в северных и северо-западных районах Чувашии, а анатри – южных и юго-восточных. На стыке этих групп находятся средненизовые чуваши (анат-енчи), близкие по языку к вирьялам, а по одежде – к анатри.

Этногенез и история заселения Самарской области

Первые поселения возникли в восточной части Самарской Луки (Ставропольский район) во второй четверти XVII века. Центральная часть Самарской Луки, где расположено большинство чувашских селений, осваивалось во второй половине XVII века. Миграция чувашей из районов первичного проживания началась после вхождения Казанского ханства в состав России.

С середины XVIII века часть чувашей выселилась на юг и восток Самарской Луки и за Волгу. Прочное заселение самарских степей началось со строительства Новой Закамской линии, предназначавшейся, с одной стороны, для защиты от набегов кочевников, с другой - для удержания средневолжских крестьян от бегства на восток и закрепления их на местах прежнего проживания. Наибольший приток переселенцев приходится на 30 - 60 годы XVIII века. Это были годы расселения бывших служилых и бывших ясачных крещеных и некрещеных чувашей, которые осели в бассейнах рек Сока и Кинеля, Большого Черемшана и Кондурчи.

Ряд возникших в это время деревень был с самого начала многонациональными: татарско-чувашскими или мордовско-чувашскими.

Типы поселений и жилья

Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Национальную специфику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд «курмышей».

К концу XIX – началу XX века преобладающим типом жилища среди самарских чувашей стали двухкамерные жилища (пюрт-сюрт), состоящие из избы и сеней, а в некоторых – еще из клети. У бедняков продолжали бытовать избы с крыльцом, без сеней. Основным материалом служили бревна различных пород дерева, чаще хвойных. В качестве временных жилищ служили шалаши хюше, полуземлянки сер пюрт, лачуги, амбары, глинобитные избы.

Печь (камака) располагалась справа или слева от входа, была обращена челом к передней стене и могла иметь вмазаный котел. По традиции печь ставили на деревянное основание, к которому пристраивали неподвижную скамью. Угол избы перед печью (камака уме) выполнял функцию кухни. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном с печью углу, у входа - кровать. В «красном углу» у крещеных чувашей находилась божница. Над входом устраивали полати сентре, а вокруг стола, вдоль передней и боковой стены устраивали неподвижные скамьи сак.

Национальная кухня

Главное место в национальной кухне традиционно отводилось блюдам из ржаной муки: кислому хлебу и многочисленным печениям, начиная от подовых лепешек и кончая пирогами с мясной и рыбной начинкой хуплу. Использовались также мука, крупа, толокно, приготовленные из овса, полбы и ячменя. Имелось немалое количество мясных блюд. В пищу употребляли говядину, баранину, конину (у низовых чувашей), домашнюю птицу. Традиционное чувашское угощение – колбаса шарттан, приготовленная из овечьего желудка, начиненного мясом и специями. Широко использовались молочные продукты, преимущественно кислое молоко турах, пахта уйран, творог в виде сырков чакат.

Из сладостей употребляли мед, из которого готовили медовый напиток и медовуху пылла сара. Хмельным напитком было пиво сара, приготовленное из ячменного или ржаного солода.

Важную роль в обрядовой жизни чувашей играло пиво. Его варили и в праздники, и на поминки, и на свадьбу. Большая часть чувашских обрядов содержит в названиях слово «пиво»: керхи сара (осеннее пиво), хер сари (девичье пиво) и т.д.

Национальный костюм

Женская рубаха (кепе) имела туникообразный крой с вставными боковыми клиньями, что наряду с декором сближало ее с рубахами чувашей этнографической группы анат-енчи. Она украшалась вышивкой и нашивками на груди, спине и плечах. В северных районах области бытовали так называемые «яблочные рубахи» - улмалла кепе, содержавшие узор в виде мелких розеток вдоль продольных швов.

Обязательной деталью женского костюма был передник черситти - с грудкой или без нее, сшитый из холста или ткани. Головной убор самарских чувашей – хушпу - шелмообразной формы, остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имел хвост, украшенный рублевыми монетами и бисером. Сурпан (полотенцеобразный головной убор) носили в комплексе с хушпу и нагрудным украшением сурпан сякки, но старые женщины повязывали голову вторым, меньшим по размеру полотенцем – пусь тутри.

В комплекс женских украшений самарских чувашей входили шейное украшение май сиххи или майя, нагрудное украшение сурпан сякки, бусы шарся, ушные украшения алка, поясные подвески сара или хюре.

Праздники и обряды

Среди самарских чувашей в отношении обрядовой культуры исторически выделялись две группы, различавшиеся по их конфессиональной принадлежности - чуваши-христиане и чуваши-язычники.
В праздничный календарь крещеных чувашей вошли православные праздники, многие из которых широко отмечались среди местного населения, а некоторые из них - преимущественно зимние праздники - стали «престольными» праздниками конкретных чувашских селений.

У некрещеных чувашей чук – один из ключевых моментов в обрядовой жизни и составляет суть большинства календарных обрядов. Большое моление аслă чук совершается раз в три года при участии все жителей селения.

Праздники зимнего календарного цикла Раштав Рождество, çěнě çул Новый год, Кěшэрни Крещение совпадали по времени и по содержанию со святочной неделей у русских.

Обряды весенне-летнего периода начинались с çăварни, чувашской масленицы, и завершались в конце июня проводами игрищ уяв или вăйă. В течение весны и лета самарские чуваши отмечали еще несколько праздников: мункун, соответствовавший православной Пасхе, çинçе, обозначавший «пору отдыха земли», в течение которой строго соблюдался запрет на выполнение земледельческих, строительных работ и т.д. В ряде селений началу çинçе предшествовал акатуй (или сабантуй).

Обряды осеннего цикла были связаны с уборкой урожая и представляли собой серию благодарственных молений в честь бога и предков Одно из первых молений посвящалось новому урожаю и носило название кěрхи сăра «осеннее пиво», автан сăри «петушиное пиво» или кěр çурти «осенняя свеча».

Традиционное хозяйство и промыслы

Основным занятием чувашей является пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством. Сеяли рожь и пшеницу. Второе место после земледельческих занятий отводилось разведению домашнего скота при стойловом его содержании в зимний период и выгоном на пастбища в весенне-летне-осенний период - разводили коров, быков, овец, коз. Свиней разводили только крещеные чуваши, а некрещеные считали свинину «нечистой» пищей. Кроме скота чуваши содержали большое количество домашней птицы – кур, гусей, уток.

В значительно меньшей степени были развиты промыслы и другие отрасли хозяйства – огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство (на ранних этапах - бортничество). Население региона, ориентированное преимущественно на выращивание зерновых культур и картофеля, почти не занималось разведением садов и выращиванием овощей, которые не являлись традиционными занятиями для чувашей.




Возврат к списку