Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 4

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 4 24.02.2022

Мы продолжаем публиковать материалы о культуре и традициях народов проекта «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Сегодня расскажем о мордве.


Экзоэтноним – мордва.

Самоназвание – эрзя, мокша.

Традиционная религия – в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан - мокшень кой), лютеране и молокане.

Этнические группы - самые многочисленные эрзя и мокша. К мордве относятся также каратаи, терюхане и шокша.


Этногенез и история заселения Самарской области

Первые группы мордовского населения появились на территории Самарского Поволжья в эпоху Золотой Орды. Вторая волна проникновения начинается с середины XVI века. Первые поселения мордвы появились на волжском правобережье во второй половине XVII века практически одновременно с русскими, на левобережье - во второй половине XVII века, после строительства Закамской сторожевой линии вдоль реки Черемшан. К концу XVIII века начался период освоения мордвой южных районов Самарского Поволжья, где она не создавала новых поселений, а селилась уже в существующие с инонациональным населением, что способствовало началу ее активной ассимиляции. Эрзянское и мокшанское население участвовало, главным образом, в вольной колонизации и отчасти в государственной в числе «служилых инородцев».

Типы поселений и жилья

Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Размеры поселений – от 150-300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах.

Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева.

Национальная кухня

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы.

Национальный костюм

При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. Обильны были украшения – застежка (сюлгам, сюлгамо), сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.
Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан - шушпан. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы.

Праздники и обряды

В мордовском народном календаре четко прослеживаются земледельческие традиции, в которых дохристианские языческие верования тесно связаны с христианством. Все мордовские озксы (моления), носившие общественный характер, начинались с молитвы божеству, в честь которого проводился праздник. Моления были как мужские и женские, так и совместные. Жрецов для совершения обрядов у мордвы не было - чаще всего молениями руководили выборные лица - озкс-атя, инь-атя, озкс-баба, инь-баба. Основным моментом всех озксов было жертвоприношение божествам, их кормление. В качестве жертв выступали разные виды животных, птиц. Жертвенной едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мед, масло, пироги и лепешки, алкогольные и безалкогольные напитки. Одним из самых торжественных и многолюдных молений был трехдневный общинный веле озкс, проводимый после окончания полевых работ. Он был посвящен покровительнице села Вель-аве, Велень-кирде.

В засушливое лето совершали моления о дожде — пиземень озкс, где обращались за помощью к божеству воды Ведь-ава, грома Пурьгинс-паз, верховному богу Нишке-паз.

Традиционное хозяйство и промыслы

Основу хозяйства мокши и эрзи составляло пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами. В структуре посевных площадей значительное место занимали черные хлеба - озимая рожь, овес, ячмень, полба. Мордва повсеместно выращивала также репу, коноплю и лен, со второй половины XIX века сажали картофель. В более южных селах на бахчах выращивали дыни, арбузы, тыкву, подсолнечник.

Садоводство у мордвы Самарского края стало развиваться лишь с XX века.
Мордва Самарского региона долго сохраняла приверженность к древнейшему занятию бортничеством. Сохранились свидетельства о бытовании у мордвы соколиной охоты. Повсеместно мордва для охоты держала борзых или гончих собак.
Рыболовство у мордвы также было достаточно развито.
Важными в хозяйстве мордвы были местные и отхожие промыслы. Заметное место среди них занимало сукноткачество, смолокурение, приготовление древесного угля, выжигание извести, производство кирпича, заготовка строительного материала, дров и т.д. Было характерно и гончарное производство. Важным подспорьем для семьи было занятие извозным промыслом - перевозили хлеб, рыбу, уголь, дрова как в пределах уезда и губернии, так и за ее пределы.
Довольно обширные пастбища края способствовали разведению значительного количества овец простой разношерстной, черкасской (курдючная шерсть) и испанской тонкорунной пород. В большом количестве разводили и свиней на мясо и для щетины. Крестьяне держали кур, уток и гусей.




Теги: Народы Самарской области



Возврат к списку