Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 5

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 5 03.03.2022

Мы продолжаем публиковать материалы о культуре и традициях народов проекта «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Сегодня расскажем об армянах.

Самоназвание – хай.

Традиционная религия.

Верующие армяне – главным образом христиане-монофиситы Армянской Апостольской (Армяно-Григорианской) церкви, небольшая часть – армяно-католики, католики и протестанты. Этнографическая группа хемшилов в большинстве исповедует ислам суннитского толка, реже – христианство.

Этнические группы – амшенцы (хемшилы), черкесогаи.


Этногенез и история заселения Самарской области

Первое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку.

По данным Государственного архива Самарской области жителей армяно-григорианского вероисповедания в г. Самаре на 1897 год было 77 человек (37 мужчин и 40 женщин).

По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года численность армян в Самарской губернии составляла 239 человек. Через 10 лет численность увеличилась до 816 человек и в дальнейшем также продолжала расти, превысив к 1979 году 2,2 тысячи человек.

К концу 80-х – началу 90-х годов XX века армянское население области значительно возросло, что было связано с конфликтом в Нагорном Карабахе, событиями в Сумгаите и Баку, а также трагическим землетрясением 1988 года в Армении.

К 2002 году за счет миграционного прироста, связанного с экономической и политической ситуацией в Армении и переселением из других государств бывшего СССР и южных регионов России, количество армян в Самарской области возросло в 5,2 раза и продолжая расти согласно данным переписи 2010 года достигло 22,9 тысяч человек.

 

Типы поселений и жилья

В горных и предгорных районах, составляющих большую часть территории Армении, села обычно располагались на склонах гор, обращённых на юг, юго-запад, а также в ложбинах и ущельях или на их краю, часто в труднодоступных местах. Форма застройки принимала вид ярусного расположения домов, при котором кровля одного дома служила двором для другого, находящегося выше по склону.

Основной тип традиционного жилища – «глхатун» («тун») - представляло собой каменное наземное или полуподземное сооружение, квадратное в плане, без окон, освещавшееся через дымовое отверстие в центре пирамидального перекрытия. Для отопления и приготовления пищи использовали вмазанные в пол глинобитные печи «тонир» или стенные камины. Глинобитные дома с плоской крышей строились реже. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами.


Национальная кухня

Армянские кулинарные традиции насчитывают более 2 000 лет. Обилие мяса в армянской кухне – результат древнейшего развития скотоводства, что привело к разнообразию домашнего скота и птицы.

Хотя мясо потреблялось редко, в основном в праздники. Известны различные способы его приготовления: с крупой - «ариса», в виде тефтелей в супе и другие. На зиму мясо запасалось в виде жареных кусков, залитых жиром. На праздники жарили шашлык из баранины и варили «хаш» – густой бульон из говяжьих ножек и желудка.

Скотоводство стало источником разнообразных молочных изделий. Широко представлены также молочные продукты: масло, молоко, сыры, кислое молоко («мацун») и пахта («тан»).

Раннее возникновение земледелия обусловило использование широкого ассортимента зерновых в армянской кухне – полбы, проса, ячменя, пшеницы, риса, а также бобовых – фасоли, бобов, чечевицы, гороха. А также широкого спектра овощей и зелени.

Традиционно армяне готовили пищу в глиняной печи, которую называют тонир – здесь выпекают хлеб, варят каши, коптят рыбу и птицу, запекают овощи, готовят супы и другие блюда.

Мучными блюдами были тонкий хлеб «лаваш», лапша («аршта») и печенья, крупяными – каши и плов.
Ни одна трапеза не обходилась у армян без овощей: редиса, помидоров, баклажанов, перца и зелени. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: «ариса» – каша с разваренным до волокон мясом, «кюфта» – мясо-крупяные тефтели в супе, «толма» – овощные голубцы с мясом и крупой и другие.

Широк был набор блюд из винограда и фруктов: густой сироп «дошаб», кислые и сладкие пастилы, сладости из сушеных фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде. В качестве напитков потреблялся чай из ароматных трав, кофе, пахта, а также виноградные вина и коньяк. К чаю подавали сладости: сухофрукты, варенье, мармелад, пастилу.


Национальный костюм

Основу мужского и женского традиционного костюма составляли рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин.

Поверх рубашки носили «архалух» (тип длинного сюртука). В Западной Армении архалух заменяли короткой курткой или жилетом. В качестве верхней одежды мужчины носили суконную или шерстяную «чуху» (черкеску), подпоясанную кожаным поясом или шарфом, в складки которого закладывали кисет, кошелек, трубку, нож и другие предметы.

Головными уборами у мужчин служили меховые, шерстяные (вязаные и войлочные) шапки, а у женщин – накидки, платки с ободками, а также сложные уборы, например, в виде башенки из нескольких слоев накрахмаленной ткани.

Обувью служили кожаные поршни и туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.



Праздники и обряды

Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.

Наступление весны армяне отмечали в конце февраля праздником Трндез, во время которого разжигали костры; возле них веселилась молодежь, пела песни, танцевала и прыгала через костер.
Амбарцум - праздник весны и любви; он целиком принадлежит девушкам и невестам, которые в его обряды вкладывают сокровенные чувства и надежды.

Летом, в середине июля или во второй половине августа, отмечали «вардавар» – праздник в честь языческого бога воды Варда. В этот день обрызгивают водой всех подряд - старого и малого, знакомого и незнакомого.

Кроме веселых и ярких праздников, в армянском календаре есть и дни скорби: 24 апреля армяне всего мира отмечают годовщину резни, устроенной турецкими войсками против армян в 1915 году, в конце лета (августе-сентябре) они скорбят в память о трагических событиях того же 1915 года, постигших тысячи армян Южной Турции, державших оборону против турецких войск на горе Мусадаг; 8 декабря поминают погибших от землетрясения в Спитаке.

 

Традиционное хозяйство и промыслы

В основе традиционного образа жизни армян лежат земледельческие и скотоводческие занятия. Наряду с зерновыми выращивали виноград и садовые культуры. Широко было распространено скотоводство в оседлой или отгонной форме. Значительное место в хозяйстве армян занимали ремесла и домашние промыслы: ковроткачество, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство.

Вкус, чувство цвета и линий проявляется в женских ремеслах, среди которых наиболее распространено ковроткачество. В орнаментах армянских ковров отразились древние представления о мире и всевозможные культы, например, культ змеи. Мотивы древних урартских изделий искусств наблюдаются в резьбе по дереву и ковке из железа. Искусство рисунка достигло совершенства в оформлении древних книг и рукописей. Самобытна народная музыка армян, с ней неразрывно связаны театр и танцевальное искусство, восходящие к первым векам нашей эры.




Возврат к списку