Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 8

Проект «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Часть 8 30.03.2022

Мы продолжаем публиковать материалы о культуре и традициях народов проекта «Народы Самарской области» в рамках Года культурного наследия народов России. Сегодня расскажем о белорусах.

Самоназвание – беларусы.

Антропологический тип – днепровско-ильменский тип европеоидной расы.

Родной язык – белорусский, входит в подгруппу восточнославянских языков (вместе с русским и украинским) славянской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность - на основе кириллицы.

ЭНТОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Белорусы появились на самарской земле после отмены крепостного права в 1861 году. До середины XIX века численность белорусов в Среднем Поволжье не превышала 6 тысяч человек и по данным ревизии 1858 года составляла в Самарской губернии 0,11%, а в Самарском и Бугульминском уездах - 0,34 и 0,63% соответственно. Однако при переписях очень часто к белорусам относили и поляков, поэтому приведенные данные, могут быть ошибочными.

Миграционные волны периодически наблюдались в годы первой мировой и гражданской войн, а также во время коллективизации 30-х годов. По данным переписи 1920 года, в Самарской губернии проживало почти 10 тысяч белорусов. Чаще всего белорусы проживали в небольших поселках и хуторах, нередко поселяясь вместе с русскими и украинцами. Значительные группы белорусов жили на так называемых переселенческих участках и хуторах Большеглушицкого района.

 

ТИПЫ ПОСЕЛЕНИЙ И ЖИЛЬЯ

Традиционно белорусы были сельскими жителями. Основные типы поселений белорусов — веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили деревни. агаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть). Традиционное жилище - бревенчатая срубная хата с двускатной (реже четырехскатной) крышей. Планировка дома двух - или трехкамерная. Внутренняя планировка была устойчива — печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати — нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны.

 

ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОМЫСЛЫ

Белорусы - исконные земледельцы. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, пшеница, овес, ячмень, картофель, лен, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, животноводство, охота, рыболовство.

Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Традиционными блюдами являются тонкие лепешки перепеча, драники или деруны из муки и картофеля, пироги с начинкой дзяд, специфические белорусские блины из нескольких видов муки, гороховые оладьи, клецки с разнообразной начинкой, своеобразные клецки галки из замешиваемых непосредственно в тесто различных ингредиентов (творог, фарш, овощное пюре и т. д.), солодуха (своеобразное блюдо из неоднократно нагреваемой и охлаждаемой опары), а также всевозможные мучные основы для сложных блюд.

В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки.

Из напитков наиболее популярны древние местные напитки, такие как квас всех видов, в том числе из березового (берька) и кленового (кляновик) сока, а также всевозможные кисели, кофе и чай (в том числе травяной).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

В национальной одежде преобладал белый цвет. Мужчины носили полотняную рубаху туникообразного покроя до колен с прямым разрезом на груди, которую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху – безрукавку (камизелька) из цветного сукна, штаны холщовые. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха).

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом (безрукавкой); с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек — узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь — лапти, праздничная — постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

 

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленничные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров — сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.




Теги: Народы Самарской области



Возврат к списку