Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Моя семья - мои традиции, моя опора»: Семейные традиции коренных народов Самарской области

Проект «Моя семья - мои традиции, моя опора»: Семейные традиции коренных народов Самарской области 12.09.2024

Мы предлагаем вам очередную публикацию нового информационно-просветительского проекта «Моя семья - мои традиции, моя опора», посвященный Году семьи в России. В нем мы рассказываем о семейных традициях коренных народов Самарской области.

Предлагаем вам познакомиться с традициями, связанные с детьми у татар.

Рождение ребёнка сопровождалось обычаями и обрядами, целью которых было оберегание ребёнка и его матери от «злых сил» и предопределение судьбы новорождённого. После домашних родов повитуха купала ребёнка и, завернув его в старую рубашку отца, смазывала его рот смесью мёда и масла или әлбә (лакомство из поджаренной в масле муки с добавлением мёда), чтобы вырос здоровым, добрым, а жизнь его была бы богатой и удачливой.

Детская баня – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани, семья готовила угощения, звала, родственников и вместе угощались за общим столом. 40 дней ребёнка старались не показывать посторонним, но близкие родственницы и соседки навещали роженицу, приходя с угощением.

Первой стрижке волос младенца придавалось особое значение. Волосы, с которыми ребенок появлялся на свет, ставили его в один ряд с природными существами. Их символическое удаление было обязательным условием социализации. Расставаясь с младенческими волосами, маленький человек отдалялся от иного, дикого мира, становился полноправным членом общества. Происходил этот обряд в разное время — через две недели, через месяц, иногда и позже. Снятые с головы волосы взвешивали и по этому весу определяли милостыню бедным.

Спустя несколько дней в доме, где родился ребенок, устраивали обряд бэбэй-туе и исем-кушу (пир по случаю рождения ребенка и имянаречения). Приглашали муллу и гостей - мужчин из числа родственников и знакомых семейства. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем к нему подносили на подушке ребенка, и он обращался к Всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. Имена детям подбирали, как правило, муллы. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым - выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.

Татары не представляют свою семейную жизнь без детей и говорят: «Балалы өй - базар, баласыз өй - мазар» (в переводе с тат.: «Дом, где есть дети, похож на базар, дом без детей - на кладбище»). Но в прошлых веках отношение к мальчикам и девочкам было различным. Рождение сына было радостным событием: он получал земельный надел, был продолжателем рода, надеждой родителей в старости. Дочери же считались временными членами семьи. В народе бытовала пословица: «Роди сына - живи спокойно».

В татарской семье строго соблюдался возрастной ранг между детьми: младшие должны слушаться старших братьев и сестёр, которые в свою очередь оберегали младших. Младшие обращались к старшим апа (старшая сестра) и абый (старший брат). Сейчас эти формы обращения в городских, да и во многих сельских семьях услышишь редко, дети чаще называют друг друга по именам. Родители-татары высоко ценили образованность детей. Грамоте обучались не только мальчики, но и девочки. В народе говорили: «Белемле кыз - бирнәле кыз» («Образованная девушка - девушка с приданым»).

Источник: https://kazan.aif.ru/culture/rodi_syna_zhivi_spokoyno_kakie_obryady_svyazannye_s_detmi_est_u_tatar




Возврат к списку