Мы предлагаем вам очередную публикацию нового информационно-просветительского проекта «Моя семья - мои традиции, моя опора», посвященный Году семьи в России. В нем мы рассказываем о семейных традициях коренных народов Самарской области.
Предлагаем вам познакомиться со свадебными традициями мордовского народа.
В день свадьбы родственницы жениха пекли специальные свадебные пироги: каждый пирог имел свое предназначение и внешний вид. Пироги пекли как для отца невесты, так и для ее матери, крестной, подружек и близких родственников. Количество пирогов составляло от 5 до 9 штук.
Из дома жениха за невестой выезжал «свадебный поезд», причем число «пассажиров» обязательно должно было быть нечётным. Когда поезд подъезжал к дому невесты, двери в дом закрывались и начинался выкуп. После благополучного выкупа родители невесты благословляли молодых и везли в церковь венчаться. Затем все отправлялись в дом к жениху, где новобрачных встречали хлебом-солью и обсыпали хмелем. Начиналось свадебное застолье. Празднование проходило на протяжении трех дней. На второй день новоиспеченный муж представлял своим умершим предкам жену. Девушка им приносила в дар одежду, которую впоследствии раздавали беднякам.
В современном мире, конечно, сыграть такую свадьбу очень сложно. И все-таки иногда находятся желающие воспроизвести хотя бы некоторые традиционные свадебные обряды — безусловно, такая свадьба запомнится гораздо больше.
Центральным этапом свадебного цикла была, собственно, свадьба в доме жениха и невесты. Свадебные пиры знаменовали собой союз двух родовых групп. В доме невесты свадебные обряды начинались с прихода родственниц, которые угощали ее кашей. Вместе с кашей они приносили несколько сдобных лепешек, а от своих мужей — по паре лаптей. Их клали затем в сундук — парь невесты вместе с ее приданым. Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане. Перед баней одна из подруг расплетала косу невесте, а волосы перевязывала лентой.
Утром свадебного дня жених мылся в бане, надевал новую одежду. Для предохранения от нечистой силы в его одежду втыкали иголки, после чего он вместе с родственницами отправлялся за свахой, которая играла главную роль в свадебном действе.
Обычно свахой бывала крестная мать жениха. Вторым лицом по почету и важности в поезде являлся дружка жениха (уредев). Его обязанностью было охранять жениха и весь свадебный «кортеж» от порчи и распоряжаться столом. С этой целью у уредева в руках частенько был кнут. Дружка жениха молодушка стыдилась и боялась больше, чем даже свекра.
Раньше жених на свадьбе активной роли не играл: в доме невесты он сидел за столом в шапке, не ел, не пил и ничего не говорил. Делал только то, что заставляли его сваха и уредев. А во многих местах жених даже не ездил за невестой.
Выкуп невесты
В первый день свадьбы свадебный «поезд», состоящий, в лучшем случае, из тройки лошадей, подъезжал к дому невесты. Её подруги и родственники запирали ворота и двери, требуя от приехавших выкупа. При этом они в шутливой форме высмеивали их «бедность» или «жадность».
Войдя в дом, гости ставили на стол пироги и другую еду, затем, после моления, начиналось угощение. А невеста в это время со своими подругами находилась в соседнем доме, откуда вскоре сваха, дав определенный выкуп, приводила и усаживала её в передний угол к жениху. До венчания в церкви лицо мордовской невесты в обязательном порядке было закрыто от окружающих большим платком, не только для окружающих, но и для жениха.
По окончании пиршества родственницы невесты одаривали гостей. Свахе обычно дарили вышитое полотенце, уредеву — холст, остальным — холщовые платочки с красной каймой. После прощания невесты с родительским домом свадебный «кортеж» отправлялся в церковь.
Молодых, приехавших с венчания, встречали с хлебом-солью, осыпали хмелем, зерном. Во время свадьбы молодые вели себя очень скромно, не привлекая излишнего внимания к себе. Весь ритуал застолья сводился к укреплению дружбы между семьями, необходимостью продолжения рода. Ни в коем случае жених с невестой на свадьбе не пили спиртных напитков.
На второй день старинной мордовской свадьбы совершали ряд обрядов, связанных с проверкой хозяйственных способностей молодой женщины, наречение её невесткой. Интересным и самобытным был обряд наречения невестки. Уредев нарекал молодую «новым именем» в доме мужа. Корни этой традиции, вероятно, уходят в далекое прошлое. Обряд этот заключается в том, что невестке в доме мужа давали новое имя, которое она носила до самой смерти: Мазава, Мазай — красивая женщина, Павай — счастливая женщина, Ашава — белая женщина и Вежава, Вяжяй — младшая женщина. Последнее имя всегда давалось последней снохе. Новое «имя» молодой служило знаком принадлежности к новой семье и указывало ее положение в ней.
Невеста не могла приходить в гости к своим родным сразу же после свадьбы: только через две недели за ней приезжал отец и увозил ее на месяц к себе в дом. Муж приезжал за женой вместе со своими родителями, этот обряд назывался «возвращение-отступление», лишь после него муж и жена могли свободно приходить в гости к своим родственникам.
К обрядам приобщения молодой к новому роду относилось ее посещение бани вместе с новыми родственницами в первую субботу после свадьбы. Для того, чтобы женщины приняли ее в свою среду, молодая одаривала их.
В течение первого года после свадьбы молодожены продолжали сохранять тесную связь с молодежной средой. Этот переходный период заканчивался с рождением ребенка. С этого момента молодая пара окончательно переходила в группу взрослых семейных людей.
Источник: https://madeinmordovia.ru/national_wedding/