Продолжаем нашу рубрику «Мастера Самарской губернии» и предлагаем вам познакомиться с одной из самых заслуженных и именитых самарских мастериц – Ниной Ивановной Белявской, чье имя занесено в «Историко-культурную энциклопедию Самарского края» (1993 г.). Замечательный мастер декоративно-прикладного творчества Нина Белявская освоила и возродила в нашем регионе старинное ремесло – филейно-гипюрную вышивку.
Нина Ивановна – участник и Лауреат 250 городских, областных и всероссийских выставок и международных фестивалей народного творчества, победитель конкурса по созданию сувенирной продукции с символикой Самарской области, лауреат Губернской премии за возрождение и совершенствование изделий с филейно-гипюрной вышивкой. Лауреат конкурса общественных инициатив «Общественное признание» в номинации «В ногу со временем», обладательница почетного звания «Мастер народных художественных ремесел и промыслов Самарской области» (2017 г.), награждена Знаком РФ «За достижения в культуре».
Нина Белявская родилась в Куйбышеве в военном 1942 году и сразу же после рождения стала сиротой. Когда девочке было 3 года, её удочерили супруги Матвеевы, у которых рос четырёхлетний сын Володя. Глава семьи Иван Матвеев работал в отделе архитектуры горисполкома. «В семье относились ко мне тепло, – вспоминает Нина Ивановна. – Жили мы в старинном особняке. Он находился недалеко от нынешнего музея Владимира Ильича Ленина. Уют в доме создавали кружевные накидки, изящные салфетки и связанные крючком тяжёлые скатерти. Это были работы матери Ивана Матвеева. Мне они очень нравились, и я решила заняться рукоделием. Записалась в кружок, который работал в клубе им. Революции 1905 года, освоила там машинную вышивку».
После школы Белявская поступила в швейно-техническое училище. После его окончания работала в ателье мастером пошива женского лёгкого платья. Потом трудилась руководителем кружка кройки и шитья в Кировском и Советском дворцах пионеров.
В 1980 году в зале ожидания железнодорожного вокзала Нина Ивановна увидела женщину, которая нанизывала на небольшую рамку разноцветные нитки, подошла к ней и поинтересовалась, чем она занимается. «Это филейно-гипюрная вышивка, – ответила мастерица». – Так Нина Ивановна познакомилась с народным мастером РСФСР Надеждой Афанасьевной Тазовой, которая рассказала, что этот вид вышивки существует давно, а зародился в Голландии, откуда Петр I привёз вышивальщиц, которые обучили своему ремеслу мастериц из российских монастырей.
Тазова унаследовала старинный вид рукоделия от своей бабушки. В отличие от большинства рукодельниц России, которые вышивают по шаблонам вручную и с помощью швейных машин, только владеющие филейно-гипюрной вышивкой сами плетут сетку для своего будущего произведения в зависимости от замысла. Вручную делают узор, вносят в него дополнительные цвета.
«Ручное плетение сеток для вышивки было заимствовано у рыбаков, – рассказывает Нина Белявская. – Они плели сети из толстых, грубых нитей и крупные петли - клетки. Для филейно-гипюрной вышивки требуются мелкие петли, и, соответственно, нитки должны быть тонкими. А еще для плетения сеток используют шнуры, тесьму, сутаж. Монахини раньше вышивали в этой технике покрывала на кровати, подзоры, рушники. Искусство это трудоемкое и требует усердия. Филейно–гипюрная вышивка делается по сплетенной из ниток сетке. Основной инструмент для плетения – челнок, деревянный или металлический. А еще нужна пластинка (или стерженек), на которую нанизываются петли».
Мастер должен сделать рисунок будущего изделия на бумаге в клетку. Сетка плетется по их количеству. Плюс две клетки для затягивания в пяльцы. Готовую сетку надо постирать и прокипятить. После того, как она высохнет, ее растягивают в пяльцах. Для большой работы и размеры этого инструмента должны быть соответствующие. Кстати, в маленькой квартире Белявской разместились трехметровые пяльцы, так что приходится проходить «по стеночке». Без такого инструмента было бы просто невозможно создать многие ее работы. Вышивку начинают с того, что тщательно прокладывают контур изделия. После чего мастер приступает к созданию отдельных элементов. Традиционно филейно-гипюрная вышивка была белого цвета. У монахинь Иверского монастыря – тоже. Белявская стала использовать и другие цвета.
По материалам: https://vk.com/wall-73428278_3392, https://dv-samara.ru/files/vkr/vkr2023/, https://vk.com/wall-200012174_2457, https://m.ok.ru/samarskydv/topic/156796088023286
Теги: Дом дружбы народов Самарской области, дружба народов. Самарская область, мастера самарской области, кружева