
Сегодня в России отмечается День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ .
Хотя праздник пока не официальный, он отмечается по всей территории России. Он приурочен ко дню рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888), который открыл Старому свету обычаи папуасов Новой Гвинеи, создал около 200 научных трудов, заложил основы отечественной антропологии и этнографии.
Впервые День этнографа начали отмечать в 1970-х годах по инициативе профессора Рудольфа Фердинандовича Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. К тому же этот профессиональный праздник приходится на июль – самый разгар этнографических экспедиций и студенческих практик, так что он быстро завоевал популярность среди специалистов.
Этнография (от греч. ἔθνος – народ и γράφω – пишу) – наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их происхождение, состав, расселение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, а также их материальную и духовную культуру. Важное место в этнографии занимает изучение этногенеза – истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. Главный источник этнографии – данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народов. Несмотря на то что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, поскольку занимается изучением народов с самых разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством, смыкаясь тем самым с социологией.
Первым этнографом в истории человечества принято считать Геродота. Именно он начал заниматься историческими исследованиями в их контексте с анализом жизни народов. Впоследствии аналогичные изучения проводили Страбон, Юлий Цезарь, Марко Поло, Миклухо-Маклай и многие другие учёные, благодаря которым сегодня мы знаем такую науку, как этнография.
Этнографы работают в научных институтах, музеях, издательствах, историко-исследовательских учреждениях, умело сочетая теорию с практикой. Они изучают документальные и иные источники, участвуют в экспедициях по предполагаемым местам обитания этноса, осматривают и наблюдают уклад местных жителей. Все это дает возможность изнутри познать культуру, быт, нравы и традиции различных этносов, изучить межэтнические отношения. По итогам поездки готовятся отчеты, репортажи, выставки…
В последние годы в России всё чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает «народоописание», как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX века, а этнология, т.е. «народоведение», как это принято в ряде научных школ Запада.
Этнографические данные помогают сохранять для будущих поколений не только знания о быте, костюмах, обычаях и ремеслах разных народов, но и памятники нематериальной культуры – сказки, песни и танцы, пословицы и поговорки, обряды.
Сегодня в нашей стране одной из форм распространения знаний о культуре и быте разных народов становятся этнопарки. Один из таких парков – этнокультурный комплекс «Парк дружбы народов» – возводится в ЭкоГраде «Волгарь» Куйбышевского района г. Самара в целях сохранения этнокультурного многообразия Самарской области, укрепления дружбы и межнационального согласия в регионе. Проект поддержан Губернатором Самарской области, Домом дружбы народов, «Ассамблеей народов России».
Это уникальный архитектурный ансамбль из национальных домов и подворий, раскрывающий культуру народов, проживающих в Самарском крае. Концепция Парка дружбы народов многократно обсуждалась и согласована с региональными национально-культурными общественными объединениями, входящими в «Союз народов Самарской области», учеными, архитекторами.
Парк уже обрел зримые очертания. Национальные дома строятся по единому техническому заданию, но при этом бережно сохраняются и передаются национальные особенности архитектуры, каждый дом не похож на другой не только по внешнему виду, но и внутренним убранством. Здесь будут выставлены предметы быта, национальные костюмы, представлены история, культура и вклад каждого народа в становление и развитие Российского государства. В каждом доме будет оборудован лингафонный кабинет для знакомства и изучения языков народов России.
По своей сути парк не будет еще одним музейным комплексом – это будет живая площадка для сохранения, развития и пропаганды культурного наследия разных народов, в том числе ремесел, ткачества и многого другого.








