Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Словообразовательный словарь. Ч. 2.

Словообразовательный словарь. Ч. 2. 01.04.2025

В русском языке примерно 4500 корней, около 500 суффиксов и почти 100 приставок. И все слова в языке образованы по определенным словообразовательным моделям, в зависимости от части речи.

В 1925 году известный лингвист Лев Владимирович Щерба на одной из своих лекций предложил студентам записать предложение и объяснить, что оно означает: «ГлОкая кУздра штЕко будланУла бОкра и курдЯчит бокрЁнка». (Большими буквами обозначено ударение).

Студенты сначала растерялись. Тогда профессор спросил, каким членом предложения является слово «куздра» и какая это часть речи. И получил ответ: «Подлежащее. Существительное. Женского рода».

Предложение, искусственно созданное Л. В. Щербой, является словообразовательной моделью русского предложения. В целом, смысл его понятен, хотя в нашем языке нет корней –куздр-, –бокр- и других. Понятно, что «глокая» - это имя прилагательное женского рода единственного числа (на это указывает окончание –ая), в предложении это слово является согласованным определением. Куздра, бокр, бокрёнок – имена существительные, слово «бокрёнок» обозначает детёныша бокра (суффикс –ёнок-, как в словах тигрёнок, лосёнок и прочих подобных).

В предложении есть однородные сказуемые: «будланула» и «курдячит», они выражены глаголами в форме прошедшего и настоящего времени и соединены с помощью сочинительного союза и интонации. В слове «будланула» можно выделить суффикс -ану- со значением резкого, интенсивного, однократного действия (так же, как в словах сказанула, хлестанула).

Знание закономерностей словообразования и умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению речи и общей грамотности.

Нестерова И.А. Словообразование как раздел лингвистики // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/slovoobrazovanie-kak-razdel-lingvistiki.html




Возврат к списку