Вернуться к обычному виду
«Мы многонациональное общество, но мы единый народ».

В.В. Путин

Сохранить родное

09.09.2015

09.09.15 23В канун нового учебного года в Казани прошел традиционный семинар-совещание кураторов национального образования, руководителей общеобразователльных учреждений с татарским этнокомпонентом и преподавателей татарского языка и литературы. Его каждый год организовывает министерство образования и культуры РеспубликиТатарстан.
На форум 2015 года собрались более 150 работников образования и руководителей татарских национально-культурных объединений из полутора десятков регионов Российской Федерации – от Новосибирской области до Петербурга, а также филологи – ученые и специалисты казанских вузов. Деловая часть семинара проходила в Институте филологии и межкультурных коммуникаций Приволжского (Казанского) Федерального университета. В первый рабочий день участники форума, разбившись на группы, целенаправленно поработали в секциях и мастер-классах, а во второй - провели пленарное заседание и подвели итоги своей работы.
Обсуждались актуальные вопросы преподавания татарского языка в системе государственного образования в нынешних условиях.
Одна из секций называлась Использование активных способов изучения татарской литературы при организации универсальных коммуникативных методов”. Своим интересным и поучительным опытом работы с детьми в современных условиях поделилась преподаватель татарского языка и литературы Черемишской общеобразовательной школы Лямбирского района Республики Мордовия Ф. Ф. Боярова.
Работает она с детьми, которые живут далеко за пределами Татарстана, вдалеке от центров татарской культуры, как, впрочем, тысячи и тысячи других наших соплеменников. Все мы испытываем те же проблемы языкового общения и трудности сохранения родного языка, прежде всего у подрастающего поколения.
Тем не менее татарским языком в его мишарском диалекте, характерном для Республики Мордовии, пользуется абсолютное большинство детей школьного возраста, для которых татарский является родным. Этому способствует не только сохранение традиционных национальных сел (в отличие от многих других регионов). Сохранению родного татарского языка помогает также и значительный - сравнивая с соседними регионами – национальный этнокомпонент в системе образования. По словам учительницы, до самого недавнего времени в Мордовии татарский язык и литература преподавались 4 часа в неделю, и только недавно произошло незначительное (на один час) его сокращение.
Следует заметить, что такое благоприятное положение долгие годы сохранялось и в Нижегородской области, где в школах татарских сельских районов изучению родного языка отводилось 5 часов, а татарской литературы – 2 часа. Только со введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) эти показатели, начиная с 2011 – 2012 учебного года, несколько сократились - соответственно до 2 и 1 часа.
Что же касается конкретных коммуникативных методов Фазии Бояровой, то их спектр широк: использование произведений устного народного творчества татар Мордовии, занятия в школьном ансамбле, экскурсионные поездки в Казань, тесное взаимодействие с республиканской татарской газетой “Юлдаш” (очень популярны при этом конкурсы детских литературных работ, вызывающие у авторов достаточно большой интерес) и многое другое.
У более молодых преподавателей татарского языка и литературы разных форм обучения – Э. Р. Набиуллиной (Нижнекамск), Л. С. Хакимовой (Петербург), Р. Н. Якупова (Казань) свой уникальный опыт работы, которым они тоже поделились с нами. Перед участниками семинара выступили также преподаватели казанских вузов и составители учебно-методической литературы Р. Г. Ханнанов, Ф. А. Ганиева, А. М. Закиржанов, Ф. Ф. Хасянова, Р. Р. Сафиуллин. Они постоянно изучают опыт преподавания родных языков и литературы в городах и селах Республики Татарстан, а также за ее пределами, и поэтому им было что рассказать собравшимся. Они выслушали пожелания и рекомендации педагогов-практиков и обещали учесть некоторые из них при составлении новых учебников и методических пособий.
В последний день семинара все его участники собрались на пленарное заседание, на котором присутствовоали министр образования и науки Татарстана Э. Н. Фаттахов, ответственные работники Администрации Президента и Кабинета министров Республики Татарстан, руководители ведущих татарских общественных организаций. На главных вопросах нынешнего состояния системы образования в республике и татарской национальной школы остановился Э. Н. Фаттахов. Он повторил два основополагающихся тезиса, на которых основана работа его ведомства, других государственных структур и татарского национального движения: будущее Татарстана – в ситеме образования, будущее татарской нации – в сохранении родного языка и татарской литературы. И для этого делается немало. По словам министра, в этом году в республике вводятся в строй 75 детских дошкольных учреждений, на ремонт школ из бюджета отпущено 2,5 миллиарда рублей, с каждым годом набирает обороты реализация начатой в 2014 году “Программы развития и сохранения языков народов РТ”.
Участников учительского совещания сердечно приветствовали председатель совета Федеральной татарской национально-культурной автономии татар И. И. Гильмутдинов и председатель исполкома Всемирного конгресса татар Р. З. Закиров.
С очень интересными докладами на пленарном заседании выступили директор Азегуловской школы Свердловской области Д. Г. Каюмов, преподаватель Кикинской школы Пензенской области Р. Ф. Баткаева, председатель татарского культурно-просветительского общества Кировской области Р. Х. Фасхутдинов. Из из выступлений видно, что несмотря на все трудности, педагоги и общественники работают и на некоторых направлениях даже добиваются успехов. Например, в Свердловской области создан совет директоров татарских школ, выполняющий роль консультативного и координационного органа, в последние количество образовательных учреждений, в которых изучаются татарский язык и литература, выросло с 11 до 20 (всего в регионе 22 школы с татарским контингентом учащихся), а объем изучения установлен 3 часа в неделю. Представитель Пензенской области сообщила такой удивительный факт: все годы, что идет образовательная реформа, в 26 школах региона около 3,5 тысяч татарских детей по 3 – 4 часа в неделю продолжали изучать родной язык и литературу. И только недавно пошли разного ограничения...
Но эти положительные факты скорее исключение, чем правило. Новый ФГОС еще больше ограничил возможности изучения родных языков и литературы. А в последние два десятилетия в связи с ликвидации прежних сельхозпредприятий жители села стали массово уезжать в города и основная часть детей школьного возраста проживает сейчас вне национальных поселений, в городах. Но здесь системы национального образования нет.
Небольшими площадками, где должным образом выполняются федеральные законы об изучении родных языков, остаются национальные республики и в их числе Республика Татарстан. Она служит надежной базой сохранения и развития татарской школы, здесь идет подготовка кадров, издательско-методическая работа, регулярно проводятся, курсы повышения квалификации, речевые лагеря и языковые олимпиады. Татарстан делает еще много чего для сохранения родных языков, и не только татарского, а языков всех народов, проживающих на территории республики.
Шамиль Галимов, Казань – Самара.




Теги:



Возврат к списку