Вернуться к обычному виду
«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

В.Г. Белинский

Старинный обряд «Чуклеме» прошел в чувашском подворье в Парке дружбы народов

Старинный  обряд «Чуклеме» прошел в чувашском подворье в Парке дружбы народов 19.10.2018

Календарный праздник «Чуклеме» - освещение нового урожая проводился в чувашских селах с древних времен.
Этот обряд передавался от поколения к поколению. И сейчас его воссоздали по записям, которые были переданы в 1983 году Людмиле Павловой от ее деда  Петра Федотовича Шишкова(1902 - 1987 гг.), уроженца села Самсоновка, Исаклинского района, Куйбышевской области. 
Сейчас Людмила Николаевна – руководитель региональной общественной организации «Национально-культурная автономия чувашей Самарской области», а тогда она была студенткой Куйбышевского института культуры.
Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. По их представлениям дух предков покровительствовал членам рода, а также мог и наказать их за непочтительное отношение.
С древних времен у чувашей существовал обряд «Чуклеме» - освящение урожая, закрепление урожайной силы на следующий благоприятный год.
Рано утром старшие рода идут за деревню к Керемети (священному месту), и у столба Юпа (космогоническое соединение неба и земли) проводят обряд жертвоприношения.
Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т. п. Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинтсве они были связанны с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае), Летом Учук, а осенью Чуклеме.
Дома из мяса готовилась еда на обрядовый стол - блюда из жертвенного барана, которого утром зарезали и унесли к керемети (там произносилась молитва, кровью поливали землю и оставляли кусочек мяса, яйцо, хлеб и пиво старого урожая).
Сейчас этот обряд на праздниках не проводится, а показывается обряд «Мирское пиво и мирская мука».
Вот этот обряд и провели в чувашском доме в Парке дружбы народов с участием делегации преподавателей из Чувашии. Людмила Павлова встречала гостей у ворот дома с хлебом-солью и веселыми песнями. Она отметила, что порог переступают первые иногородние гости и это очень значимое событие. Учителя осмотрели дом и подворье. Хозяйка рассказала об особенностях строительства дома, об уникальных смирновских воротах, луковице на фронтоне дома,  резьбе на окнах. Показала  пивоварню и мастерскую плотника и столяра. Рядом, под навесом в открытом доступе будут представлены орудия труда земледельцев - соха и плуг. Планируется в доме поставить чувашскую печку, которая тоже имеет свои особенности, и устроить водопой для животных за подворьем.
Затем был проведен обряд «Чуклеме».
В центр дома выходит старейшина. Его роль исполнял Александр  Пешне, который специально приехал из Ульяновска. Представительный мужчина с бородой в старинном чувашском костюме встает в середину дома, поднимает руки вверх и читает на чувашском языке молитву. В другой комнате родственники этого рода: из каждого дома (3, 5 домов) принесли дары нового урожая: муку и сваренное пиво из хмеля нового урожая. У мужчин в руках чаплажка с пивом, у женщин с мукой.   Их роли исполняли гости из Чувашии.   Они проходят к старейшине и соединяют свои дары с пивом и мукой предыдущего года, которая находится в ведрах около старейшины. В результате получается «мирская мука» и «мирское пиво».
Из «мирской муки» печется хлеб, каравай разламывается и раздается всем по кусочку. А  после застолья   каждый гость берет из общего чана мирское пиво и муку, а придя домой - муку высыпает в общий ларь с новым урожаем. А пиво наливают в солод – закваску с нового урожая.
И только после этого чуваши могли пользоваться новым урожаем.
Этот древний обряд не дает прерваться «нити урожая» и передает силы рода новым поколениям.             
Гости из Чувашии с удовольствием принимали участие в обряде. А потом закружились в хороводе под веселые песни.
Делегацию в Парке дружбы народов приветствовали директор Дома дружбы народов Игорь Буров и Любовь  Колесникова, председатель Правления Самарской региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр «Масторава», председатель общественной организации «Региональная мордовская национально-культурная автономия» Самарской области, заместитель председателя Союза народов Самарской области. Игорь Буров отметил важность таких визитов и выразил уверенность, что приехав домой, участники мероприятия расскажут своим землякам об уникальном объекте – Парке дружбы народов. С ответным словом выступила руководитель чувашской делегации – Татьяна Петрова – член Комитета по образования Чувашского национального конгресса. Она отметила, что встреча была очень интересной и выразила общее восхищением от посещения Парка дружбы народов. Татьяна Петрова вручила ценные подарки для чувашского дома – чесалку для шерсти, прялку для наматывания пряжи, маслобойку, челнок и туесок.  

 

 

Людмила Павлова, Галина Дерен




Возврат к списку