Вернуться к обычному виду
  • наш канал на YouTube
  • группа Вконтакте
  • FaceBook страница
  • Инстаграм страница
  • twitter
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А.И. Куприн

Сватовство в цыганских традициях

Сватовство в цыганских традициях 05.04.2021

8 апреля во всем мире отмечается Международный день цыган. Мы начинаем публикацию цикла материалов о цыганской культуре и выдающихся цыганах. Сегодня мы расскажем о свадебных традициях, ведь свадьба – одно из важнейших событий в жизни любого человека и свадебные традиции бережно сохраняются из поколения в поколение.

Свадебные обряды разных этнических групп цыган имеют свои местные особенности. В процессе расселения цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время.

Наиболее распространённым явлением было заключение брака при помощи сватовства. Засватать могли совсем еще маленьких детей с договором, что, когда те вырастут, состоится свадьба. Такая договорённость соблюдалась строго. Эта форма заключения брака наблюдалась у русских цыган, а также у сэрвов, кэлдэраров и других. Порой цыгане сватали девочку лет 9-10, и, если родители девочки были согласны, то её брали к себе в шатёр, и она жила у них до 13-15 лет, а затем устраивалась свадьба. У кэлдэраров, к примеру, существовал обычай обмена дочерьми-невестами: отдавая дочку замуж, брали сестру жениха в жёны своему сыну.

У всех групп цыган иногда бывала и такая форма вступления в брак, как кража невесты. В основном, когда у семьи не было денег на свадьбу или уплату выкупа, или, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак, однако это не было господствующей формой, а также не приветствовалось в цыганских кругах.

Но свадьбе всегда предшествовал обряд сватовства, который очень интересен. В шатёр невесты приходили родители и родственники юноши; двое из них назывались сватами. Они-то и вели переговоры с родителями невесты. Невеста могла и не знать о приходе сватов, но, если она и узнавала об этом заранее, то всё равно никогда не присутствовала при этом до тех пор, пока её не позовут.

Кэлдэрары обязательно приносили в шатёр невесты плоску — бутылку вина, украшенную лентами и золотыми монетами. Если отец невесты ставил её на стол, значит, здесь готовы были принять сватов. У русских цыган эту роль играло дрэвцэ — ветка дерева, желательно березы, украшенная платком, лентами и денежными купюрами. Чем богаче было дрэвцэ, тем благосклонней были к гостям родители. Родителям крымской цыганки нужно было привести хотя бы двух овец, украшенных цветными лентами и золотом. Кроме того, после договорённости о выкупе за невесту и об условиях свадьбы, на стол ставился заранее испечённый родственницами жениха пирог, закрытый платком. Платок надо сдёрнуть, и потом каждый из присутствующих отламывал по куску пирога. По поверью, тот, кто первый сумел это сделать, счастливо женит своих детей. Этот пирог так и называется — свадебный. Считается хорошим знаком, если каждый, кто отломил кусок от этого пирога, принесёт его своим детям. После этого обряда платится выкуп за невесту.

Родственники жениха всегда старались превратить сватовство в пышное празднество. Так они показывали свой достаток и добивались того, чтобы родителям невесты было неудобно отказать сватам. Отец девушки никогда сразу не давал прямого согласия на брак, обычно он отвечал: «надо подумать», «невеста ещё молода», но, как правило, такой ответ уже означал согласие. Если родители соглашались, то звали невесту и спрашивали о её желании, заранее зная, что дочь не пойдёт против воли отца. У кэлдэраров при этом будущий свекор вешал девушке на шею золотую монету в знак того, что больше никто не должен к ней свататься. В случае, когда детей сватали ещё младенцами, отец мальчика также дарил золотую монету девочке, чтобы она носила её, когда подрастёт.

Иногда сватовство затягивалось надолго — на два-три дня, а то и на неделю. Всё зависело от состоятельности родителей невесты — ведь до тех пор, пока отец не давал согласие на свадьбу дочери, он нёс все расходы. С момента, когда жениху говорили: “Да”, тот сам должен был оплачивать угощение гостей во время переговоров об условиях свадьбы. Интересно, что сватовство и до сегодняшнего дня — необходимый церемониал цыганской свадьбы, о которой мы расскажем отдельно.

по материалам gypsy-life.net

Ульяна Крюкова




Теги: Все мы – Россия!, дружба народов, цыгане



Возврат к списку