Вернуться к обычному виду
«В такой многонациональной, многоконфессиональной, мультикультурной стране, как Россия, люди слишком хорошо знают, как важно сохранять единство и к каким опасным последствиям приводит его утрата».

Главный раввин России Берл Лазар

Т.В.Вагина: «С принятием закона Стратегия государственной национальной политики обретет инструмент для реализации»

Т.В.Вагина: «С принятием закона Стратегия государственной национальной политики обретет инструмент для реализации» 20.06.2017

16 июня 2017 года в Самаре состоялось обсуждение проекта федерального закона «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации», в котором приняла участие Татьяна Валериевна Вагина — начальник департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. После завершения обсуждения мы попросили Татьяну Валериевну дать небольшое интервью для информационного портала о дружбе народов «Все мы — Россия!»

— Как вы оцениваете результаты состоявшегося обсуждения?

— Мне кажется, что результаты, конечно, есть, и они позитивные. Во-первых, я всегда сторонник искренних разговоров и искреннего обмена мнениями, и мне кажется, что сегодня именно тот случай. Мы начали обсуждать этот законодательный акт по серьезному, с таких далеких подводок, с Петра I, и так далее, но мне очень приятно, что потом все вовлеклись в диалог и смогли высказать свое мнение. И очень важно, что эти мнения были разные, и они все услышаны. Все они имеют абсолютно право на существование.

Но когда мы готовим закон, который будет на федеральном уровне регулировать отношения для всех людей, очень важно учесть все интересы и выработать какой-то такой баланс, который бы позволил эту тему межнациональных отношений и их гармонизации развивать дальше, сохраняя все позитивные тенденции, которые достигнуты. Но, с другой стороны, важно, чтобы, не дай бог, этими нормами, как я уже говорила, не навредить и не усугубить те сложности и те проблемы, которые и так испытывают и органы власти, и те общественные объединения, которые по своей доброй воле, как сегодня опять же говорили, в эти сложные проблемы включаются и пытаются их решать.

— Ваше присутствие на этом круглом столе показывает очень высокий уровень внимания к проблеме межнациональных отношений. Как вы считаете принятие нового закона уменьшит количество проблем в этой сфере, поможет в их разрешении?

— Я, во-первых, с вами абсолютно согласна, говоря про уровень внимания к этой проблеме — это такая тема, от которой нельзя отдаляться. Если чуть-чуть ее из внимания выпустил, то наверстать упущенное в развитии каких-то негативных тенденций потом бывает гораздо сложнее. Что же касается внимания, то — и мы сегодня говорили об этом на первой части нашего совещания, которое проходило с чиновниками, — на федеральном уровне принят целый ряд нормативных актов, актов Президента, так или иначе касающихся этой сферы, постоянно даются поручения — нет ни одного заседания Совета по межнациональным отношениям (а мы уже восьмой в этот раз будем собирать), на котором бы просто поговорили и без поручения разошлись.

Все они, нужно отметить, носят практический характер, и реализация их действительно продвигает нас пошагово к улучшению ситуации в сфере межнациональных отношений. Но когда мы говорим о законе — я думаю, что от его принятия количество болевых точек, конечно, не снизится. Как любой нормативный акт, это просто инструмент. Это инструмент правильного действия, с одной стороны, людей, которые вовлечены в эти конфликты, это законные рамки — не понятия какие-то, ни даже добрая воля, когда речь идет уже о рисках конфликтов — а именно правовые рамки, и люди должны их знать, понимать.

А с другой стороны этот закон — это инструмент для тех лиц, которые имеют право властных полномочий. Они должны этот инструмент иметь для того, чтобы правильно разрешить конфликт, в случае его возникновения, не загнать его вглубь. И разрешить его правильно, понимая и исторические, и конфессиональные, межрелигиозные, и межнациональные — все аспекты, взвесив, и опираясь на правовые нормы. Безусловноважно, чтобы этот закон помогал им как инструмент в том, чтобы таких конфликтов стало меньше. Но надо помнить, что никакой закон ни в какой сфере просто так конфликты не уберет — они и возникают не из-за наличия или отсутствиязакона.

— То есть, благодаря принятию закона Стратегия государственной национальной политики обретет инструмент для реализации?

— Да. Потому что Стратегия — это документ стратегического планирования, это, как сейчас модно говорить, «дорожная карта», где мы понимаем, по каким направлениям двигаться. Она называет самые важные – адаптация и интеграция мигрантов, сохранение родных языков, гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства российской нации, взаимодействие с общественными институтами, собственно, выстраивание вертикали, точнее, правильное управленческое настраивание вертикали — с самого федерального уровня, на уровне субъектов, муниципального...

А закон, он просто будет служить механизмом, инструментом, который в руках общественников одну роль будет играть, в руках органов государственной власти – другую. Но этот инструмент, хотя бы, будет единен и, надеюсь, он будет понятен для всех: не сильно наукообразный, хотя и в значительной степени рамочный. Там будут даны термины и понятия, которые будут ясны для всех. Мы так и пишем законы. Петр I говорил: «Законы нужно писать так, чтобы потом не растолковывать».

 




Возврат к списку