Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. АРМЯНСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. АРМЯНСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА 16.03.2022

Традиции, связанные с рождением ребенка в Армении, отражают центральную роль семьи и детей в армянской культуре.

Основным смыслом брака считалось продолжение рода, поэтому бесплодие считалось одним из самых больших несчастий. Чтобы уберечься от этого, женщина носила на щиколотках браслеты с подвесками, звон которых, по поверью, отгонял злых духов. Бездетные женщины часто посещали места паломничества, совершая при этом обряд жертвоприношения. Согласно одному из древних обрядов, женщина с тяжелым камнем на спине должна была трижды обойти святыню.

Во время беременности будущая мать вела обычный образ жизни, но считалась «нечистой», поэтому ей запрещалось месить тесто, печь хлеб, сбивать масло. Кроме того, чтобы не навредить ребенку, нельзя было находиться рядом с бездетной женщиной. Полагалось во всем угождать беременной, особенно в пище, чтобы ее ребенок родился здоровым.

Ожидая появления ребенка на свет, родители надеялись на рождение мальчика. Счастье при рождении дочери было неполноценным, поскольку впоследствии она выходила замуж и уходила в другую семью; сын же считался продолжателем рода.

Во время родов мужчины не находились дома, с роженицей могли остаться только повитуха – «татмер» и пожилые родственницы. Для защиты от злых духов, которые, как считалось, в это время угрожали роженице, в доме широко открывали двери, окна, снимали крышки с посуды, развязывали всевозможные узлы и пояса, расстегивали одежду. У ног женщины разбивали яйцо, а около нее ставили заряженное ружье, под подушку прятали кинжал, шампуры, веретено, кусочки железа. Все это – обереги от нечистой силы. Не разрешалось произносить имя роженицы, чтобы злые духи, услышав его, не завладели ее душой.

Приняв новорожденного, повитуха первым делом посыпала его солью, считавшейся оберегом. Кроме того, каждый человек, входивший в дом после рождения ребенка, должен был положить руку на сосуд с солью, прежде чем подойти к матери. О появлении на свет ребенка повитуха в первую очередь сообщала отцу.

Узнав о радостном событии, близкие родственницы произносили особое поздравление – «ачкед луйс» (дословно: «свет твоим глазам») и приносили плов, печенье, фрукты. Вскоре приглашали священника, чтобы «очистить» дом и всю посуду от следов пребывания злых духов.

На восьмой день после рождения ребёнка проводили крестины – одно из главных событий в жизни каждого человека наряду с самим рождением. Крестного выбирали тщательно: им мог стать успешный и счастливый в браке мужчина. К крёстному в семье малыша было особое отношение: его почитали и к его слову всегда прислушивались. Когда крёстный входил в дом, мать крестника обязательно вставала в знак почтения.

Как правило, таинство крещения ребенка проходило в узком кругу: священник проводил обряд в присутствии крестного и членов семьи. Малыша одевали во все белое, поскольку этот цвет считался символом чистоты, а на шею надевали «нарот» – свитый из белых и красных нитей шнур, который снимали на третий день после крестин. В этот же день священнослужитель освещал крест и подарки для ребёнка.

Кроме того, во время крещения давали имя новорожденному. Оно выбиралось по желанию родителей или по имени святого этого дня. Нередко ребенку давали имя его дедушки или бабушки. Имени обычно придавали символическое значение и иногда могли его поменять, чтобы обмануть злых духов, если малыш рос слабым и болезненным.

В течение 40 дней после рождения ребенка армянская женщина считалась «нечистой», по этой причине ей запрещалось прикасаться ко всему, чем пользовалась вся семья. Особенно строго запреты соблюдали в первую неделю, до крестин ребенка. Роженицу кормили и поили из отдельной посуды, давали специальные блюда, в частности – хавиц – густую и сладкую кашу из пшеничной муки; вместо воды женщина пила выдержанное красное вино. В этот период, согласно армянским традициям, молодая мать так же не могла прикасаться к ребенку, которого купала и пеленала повитуха или кто-нибудь из пожилых женщин этого дома.

Первые сорок дней, по народному поверью, ребенок был наиболее уязвим для действия злых сил. Чтобы избежать несчастья, предпринимались разнообразные меры. Так, в течение сорока дней у изголовья ребенка постоянно горел светильник, поскольку верили в очистительную силу огня. На колыбель младенца вешали разные амулеты-обереги. Колыбель украшали резными изображениями крестов, под подушку прятали записки с заговорами от порчи, кусочки хлеба, угля. Около люльки ставили миску с водой.

Чтобы защитить маленького ребенка от сглаза, к его одежде прикрепляли обереги-амулеты – ачкиулунк. Обычно это были сине-белые глазчатые стеклянные бусинки, которые пришивали детям к плечикам одежды.

«Сорокадневие» завершалось ритуальным купанием ребенка и матери. Роженицу купали над соломой, которую потом сжигали, а затем «выводили на солнце» люльку, ребенка и мать. К вечеру в доме собирались близкие родственницы и сопровождали мать с ребенком в церковь, где происходило окончательное «очищение».

К первому году жизни ребенка были приурочены некоторые обряды. Когда у малыша появлялся первый зуб, устраивали семейное торжество с приглашением близких родственников. Ребенка сажали на пол, накрывали головку скатертью и сверху сыпали кчехаш – вареную пшеницу, либо наливали жидкую пшеничную кашу с изюмом. Во время этого торжества перед ним клали нож, гребень или зеркало и смотрели, к чему ребенок потянется: если брал нож, это означало, что следующим у него родится брат, а если гребень или зеркало – то сестра.

До года ребенку не стригли ногти и волосы. Первые срезанные ногти и волосы никогда не выбрасывали, а прятали в щелях стены дома или церкви, считая, что, если они попадут на землю и их затопчут, ребенок может лишиться своей жизненной силы и заболеть.

 

При подготовке публикации были использованы материалы следующих сайтов:

https://www.armmuseum.ru/rituals-related-to-the-birth-of-a-child

https://armeniatourism.ru/traditions/traditsii-svyazannye-s-rozhdeniem-rebjonka

https://ru.armeniasputnik.am/20190811/Traditsii-armyan-pri-rozhdenii-rebenka-ili-Zachem-malyshey-pelenali-s-pomoschyu-zemli-20009037.html

Отдел международных проектов




Возврат к списку