Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. КИРГИЗСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА. ЧАСТЬ 1

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. КИРГИЗСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА. ЧАСТЬ 1 09.03.2022

С древних времён у киргизов роды считались опасным процессом, и даже в случае благоприятного их завершения не было гарантии, что младенец выживет в дальнейшем. Многие существующие традиции, связанные с рождением и развитием ребёнка, в Кыргызстане были направлены на то, чтобы обеспечить ребенку здоровье и долголетие, защитить его от нечистой силы. Поскольку эти традиции зародились в то время, когда ислам ещё не был доминирующей религией, они сочетают в себе множество элементов шаманства и язычества.

Повитуха – «киндик-эне» помогала разместить малыша в удобное предродовое положение и обрезала пуповину ребёнка сразу после его рождения. Кроме того, она помогала защитить новорожденного от злых духов, читая особые заклинания. Повитуха считалась земной реинкарнацией богини Умай-эне и покровительницей рожениц и младенцев, поэтому после родов ей преподносили дары: баранью шкуру и самое лучшее мясо – грудинку.

После рождения младенца киргизский народ проводил праздник «дже-энтек той», во время которого гостей угощали расплавленным маслом (сары мал), специально хранимым для такого случая в желудке забитого ягнёнка.

Если ребенок рождался недоношенным, его заворачивали в лисий мех и вывешивали с деревянной рамы юрты. Этот маленький гамак передвигали каждый день от правого косяка юрты до тех пор, пока срок не доходил до девяти месяцев, девяти дней, девяти часов и девяти минут – после этого недоношенный считался новорожденным и устраивался «дже-энтек».

Новорожденного младенца сорок дней никому не показывали, поскольку именно в это время, согласно поверью, ребёнок переходил из мира животных в мир человека. На сороковой день совершали «помазание» малыша сорока каплями солёной воды, а затем дарили ему лоскутное одеяло – кудак – сшитое из сорока лоскутов ткани. Число сорок символизировало каждый день прожитой жизни младенца.

Когда ребенок только начинал делать первые шаги, проводилась церемония под названием «тушоо кесуу»: его ноги связывали черно-белой веревкой, символизирующей добро и зло. Гости наперегонки спешили к малышу и тот, кто прибегал первым, разрезал веревку и помогал ему пойти.

В семьях, где дети часто умирали, киргизы могли отдать младенца другой семье при условии, что родители вскоре «выкупят» его обратно. Если в семье умирали мальчики, то до 10-12-летнего возраста родители одевали своего сына в одежду для девочек, а волосы заплетали в косы. По достижении названного возраста волосы торжественно состригали.

Киргизы старались всячески оберегать ребёнка от злых духов, для чего использовали талисманы и амулеты. Талисманом мог быть кончик хвоста яка или новорожденного жеребёнка, который вшивали в одежду младенца. Позже, когда кыргызские племена приняли ислам, появился новый вид талисмана – тумар – треугольный футляр, в который вкладывали свиток с сурой, взятой из Корана.

У киргизского народа существовало множество запретов, которым следовали взрослые, чтобы защитить ребенка. Так, чтобы малыш не вырос ленивым и капризным, его нельзя было целовать в пятки. Запрещалось называть его точный возраст, чтобы оградить от сглаза и порчи. После наступления темноты нельзя было окликать ребенка настоящим именем, так как считалось, что его может услышать злой дух «албарсты». Кроме того, киргизы считали, что в темное время суток одежды младенца могут коснуться злые духи, поэтому на ночь ее всегда убирали. Для того, чтобы не сглазить ребёнка, ему не выказывали слишком много любви.

 

Продолжение следует

 

При подготовке публикации были использованы материалы следующих сайтов:

https://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/traditions/child-birth.htm

https://kaktus.media/doc/387684_rojdenie_rebenka_v_kyrgyzskoy_seme._obychai_i_tradicii.html

https://centralasia.media/news:1386563

Отдел международных проектов




Возврат к списку