Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ТАДЖИКСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ТАДЖИКСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА 14.03.2022

Как и в других культурах, рождение ребенка в таджикской семье являлось одним из самых знаменательных и радостных событий.

Бесплодие считалось большим несчастьем. Нередко бездетные женщины обращались за помощью к мулле и, получив от него кусочки бумаги со стихами из Корана, проводили обряды. Согласно одному из обрядов, бумажку нужно было зашить в тряпочку и повесить на шнурке на шею; согласно другому – положить в глиняную посуду с горячими углями, а затем поставить между ногами и держать до тех пор, пока не сгорит бумажка. В третьем случае бумажку клали в миску с холодной водой, смывали с нее чернила, а затем выпивали.

В редких случаях женщину вели к мазару – священному месту древних доисламских культов. Хранитель мазара читал отрывок из Корана и, взяв женщину за руку, трижды обводил ее вокруг священного места. Затем по горсти земли, взятую возле мазара, гадали, удастся ли ей в будущем стать матерью.

Чтобы беременная женщина родила здорового малыша, все члены семьи оберегали ее от тяжелой работы, переживаний, старались выполнить любую её прихоть. Кроме того, считалось, что злые духи могут навредить беременной женщине, поэтому она не выходила из дома в темное время суток и носила амулеты, защищавшие её от злых сил. На защиту матери и ребенка были также направлены дородовые и родовые обряды, связанные с первыми годами жизни ребенка.

При первых же схватках к женщине приглашали двух повитух, которые совершали ритуальное омовение, читали стих из Корана и трижды ударяли роженицу по спине. Из дома уводили мужчин, детей и девушек.

Новорожденного принимала на руки повитуха, которая перерезала и перевязывала пуповину. Части пуповины сохраняли в качестве оберега. Затем ребенка обмывали и заворачивали в старое платье или платок, благодаря чему, согласно поверью, он должен был прожить долгую жизнь.

После окончания родов отцу сообщали радостную весть, поздравляли с рождением сына – «мубораки шикораки» или дочери – «мубораки ришчуяк». Рождение сына было особой радостью, ввиду чего устраивали большой праздник и стреляли из ружей.

Первые сорок дней после рождения ребенка, носившие название «чилля» («сорокодневие»), считались наиболее опасными как для матери, так и для новорожденного. Мать и ребенка с момента рождения не оставляли одних, а в комнате, где они находились, постоянно горел огонь. В изголовье роженицы клали предметы, которые, по поверью, отпугивали злых духов – Коран, бритву, нож, стручки красного перца или чеснока.

Также чтобы обмануть злых духов, обряд «выкупа ребенка», согласно которому женщина должна была отдать ребенка повитухе на весь период «чилля». По окончании этого периода мать выкупала ребенка, отдавая взамен одежду или козу.

Обычно через три – семь дней после рождения ребенка в таджикской семье происходило наречение имени новорожденному, которое, как правило, давалось пожилым человеком, чаще всего дедом. Также семья могла обратиться к соседу, однако только в том случае, если он был муллой.

Кроме того, одним из крупных событий периода «чилля» («сорокодневие») являлось первое укладывание новорожденного в колыбель – «гахворабандон», по поводу чего устраивалось празднество. Данный обряд в наиболее благоприятный день проводила старшая в семье женщина. Особое значение имело положение в колыбель первенца. Чаще всего колыбели делались специальными мастерами и в семье переходили от старшего ребенка к младшему.

Ребенка перед положением в колыбель омывали, читали соответствующие случаю молитвы и произносили пожелания. По традиции, на верхнюю перекладину колыбели вешали колокольчики и различные амулеты – нитки с голубыми и деревянными бусами, нос утки, тумары. Ребенок оставался в колыбели до 1–2 лет.

Период «чилля» завершался обрядом «чиллагурезон», когда мать с младенцем выходили первый раз из дома и навещали кого-нибудь из родственников. По этому случаю готовили богатое празднество, желали долгих лет жизни ребенку и счастья всей семье.

Значительным торжеством сопровождалась первая стрижка волос: также приготавливалось угощение, созывались родственники и знакомые. Как правило, ритуал проводили только для мальчиков, для чего приглашали муллу или пожилого мужчину, который первым стриг волосы младенца. Стрижку обычно заканчивала мать ребенка.

Купали детей редко, поскольку, согласно поверью, это обессиливало младенца, задерживало его рост. Кроме того, считалось, что чисто вымытый ребенок привлекал злых духов.

 

При подготовке публикации были использованы материалы следующих сайтов:

https://www.molbulak.ru/news/chaykhana/tadzhikskie-traditsii-rozhdenie-rebenka/

https://tj.sputniknews.ru/20170624/tadzhikistan-chillya-vykup-rebenka-zaklinaniya-obryady-detstva-1022664368.html

https://centralasia.media/news:1391375

Отдел международных проектов




Возврат к списку