Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ТАДЖИКСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА. ЧАСТЬ 2

ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ТАДЖИКСКИЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА. ЧАСТЬ 2 24.11.2021

После окончания родов отцу сообщали радостную весть, поздравляли с рождением сына – «мубораки шикораки» или дочери – «мубораки ришчуяк». Рождение сына было особой радостью, ввиду чего устраивали большой праздник и стреляли из ружей.

Первые сорок дней после рождения ребенка, носившие название «чилля» («сорокодневие»), считались наиболее опасными как для матери, так и для новорожденного. Мать и ребенка с момента рождения не оставляли одних, а в комнате, где они находились, постоянно горел огонь. В изголовье роженицы клали предметы, которые, по поверью, отпугивали злых духов –Коран, бритву, нож, стручки красного перца или чеснока. 

Также чтобы обмануть злых духов, обряд «выкупа ребенка», согласно которому женщина должна была отдать ребенка повитухе на весь период «чилля». По окончании этого периода мать выкупала ребенка, отдавая взамен одежду или козу.

Обычно через три – семь дней после рождения ребенка в таджикской семье происходило наречение имени новорожденному, которое, как правило, давалось пожилым человеком, чаще всего дедом. Также семья могла обратиться к соседу, однако только в том случае, если он был муллой.

Кроме того, одним из крупных событий периода «чилля» («сорокодневие») являлось первое укладывание новорожденного в колыбель – «гахворабандон», по поводу чего устраивалось празднество. Данный обряд в наиболее благоприятный день проводила старшая в семье женщина. Особое значение имело положение в колыбель первенца. Чаще всего колыбели делались специальными мастерами и в семье переходили от старшего ребенка к младшему. 

Ребенка перед положением в колыбель омывали, читали соответствующие случаю молитвы и произносили пожелания. По традиции, на верхнюю перекладину колыбели вешали колокольчики и различные амулеты – нитки с голубыми и деревянными бусами, нос утки, тумары. Ребенок оставался в колыбели до 1–2 лет.

Период «чилля» завершался обрядом «чиллагурезон», когда мать с младенцем выходили первый раз из дома и навещали кого-нибудь из родственников. По этому случаю готовили богатое празднество, желали долгих лет жизни ребенку и счастья всей семье.

Значительным торжеством сопровождалась первая стрижка волос: также приготавливалось угощение, созывались родственники и знакомые. Как правило, ритуал проводили только для мальчиков, для чего приглашали муллу или пожилого мужчину, который первым стриг волосы младенца. Стрижку обычно заканчивала мать ребенка.

Купали детей редко, поскольку, согласно поверью, это обессиливало младенца, задерживало его рост. Кроме того, считалось, что чисто вымытый ребенок привлекал злых духов. 

При подготовке публикации были использованы материалы следующих сайтов:

https://www.molbulak.ru/news/chaykhana/tadzhikskie-traditsii-rozhdenie-rebenka/

https://tj.sputniknews.ru/20170624/tadzhikistan-chillya-vykup-rebenka-zaklinaniya-obryady-detstva-1022664368.html

https://centralasia.media/news:1391375

Анна Панкратова




Возврат к списку