Вернуться к обычному виду
«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

К.Г. Паустовский

Традиции воспитания детей у народов Самарской области

05.10.2015

05.09 1В библиотеке ГКУ СО «Дом дружбы народов» под таким названием организована выставка литературы, посвященная Всемирному дню учителя, ежегодно отмечаемому в более чем 100 странах мира 5 октября.
Народный опыт воспитания подрастающего поколения ценен для учителей тем, что он вооружает их проверенными в жизни многих поколений педагогическими знаниями, практическим опытом формирования личности.
Забота о будущем нации всегда была основным приоритетом народа. Каждый народ в процессе своего исторического развития вкладывал в ребенка ту совокупность навыков, которые необходимы обществу в данный момент.
Народный этикет является важной частью нравственной культуры и традиций любого народа, его педагогических представлений. Тон и манеры поведения определялись правилами приличия. Одной из задач в воспитании детей было приучение их к этим правилам. Помощниками были пословицы, поговорки, загадки, сказки, предания, легенды:
Науменко Г. М. Этнография детства. Русская семья: сб.фольклор. и этногр. материалов / Г.М. Науменко. - М.: Белый город, 2013. - 368 с.
Основными хранителями национальных традиций всегда были жители сельской местности, поскольку там и сегодня достаточно силен общинный контроль за поведением человека, а в жизненном укладе сохранились элементы соседской общины:
Громыко М. М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. - М.: Мол.гвардия, 1991. - 446 с.
Важнейшим педагогическим средством становления личности ребенка является игра. Народная игра передает ребенку совокупность нравственно-этических норм, элементарные навыки трудовой деятельности, знакомит с материальной культурой и фольклором.
Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана / Т.Э.Уметов. - М.: Изд-во Моск.психол.-социальн.ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2006. - 208 с.
Формой контакта представителей различных поколений выступали праздники, на которых присутствовали все, а дети наблюдали за отношениями взрослых, усваивали традиционные формы отношений. Целью многочисленных календарных праздников служило приобщение молодого поколения не только к традиционной культуре, но и к системе моральных норм:
Русская семья. Праздники и традиции / сост. Т.Г. Кислицына. - М.: Белый город, 2013. - 295 с.
Все народы стремились привить детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и уважения к старшим.
Среди педагогических приоритетов у разных народов - воспитание уважения к старшим, доброты и милосердия, чести и достоинства, трудолюбия:
Валеев И. И. Башкирская этнопедагогическая культура как фактор мировой цивилизации: в 3 т. / И.И. Валеев. - Уфа: Гилем, 2012.
Участие детей в посильном труде народная педагогика рассматривала как одно их эффективных средств эстетического, нравственного воспитания:
Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: учеб.пособие / И.А.Чуриков. - М.: Академ.проект: Трикста, 2005. - 304 с.
Трудовая взаимопомощь относилась к важнейшим институтам общественной жизни, к лучшим народным традициям. У русских и украинцев деревянные избы, саманные и набивные хаты в сельской местности всегда строили «всем народом» или «гуртом».
У чувашей существовала форма коллективного труда – «ниме», которая устраивалась в тех случаях, когда требовалось быстрое и дружное выполнение какой-либо работы, непосильной одной семье:
Чуваши: история и культура: ист.-этногр.исслед. в 2-х т. / под ред. В.П. Иванова. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2009.
Описание татарского коллективного труда - «помочи» представляет книга:
Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (годовой цикл. XIX - нач.XX): ист.-этногр.атлас татарского народа / Р.К. Уразманова. - Казань: Дом печати, 2001. - 196 с.
Большую роль в бытовой культуре разных народов играли традиционные нормы обычного права, в котором сложились уникальные подходы к пониманию сущности и видов нарушений. С раннего детства человеку прививали чувство честности, справедливости:
Сушкова Ю. Н. Мордовский домострой: путеводитель по этноправу / Ю.Н. Сушкова. - Саранск, 2012. - 126 с.
На характер нравственного воспитания существенное влияние оказывали религиозно-этические нормы. Духовность понималась как гармония человека с природой, обществом, отдельными людьми и Богом. Во всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей.
На выставке можно познакомиться с материалами, представляющими воспитательные традиции христианских народов, мусульман, иудаистов, корейскую народную педагогику:
Кукушкин В.С. Этнопедагогика: учеб.пособие. - 2-е изд., испр.и доп. / В.С. Кукушкин. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 432 с.
Нуртдинов М. Использование народной педагогики в воспитательной работе / М. Нуртдинов // Самарская область. Этнос и культура. - 1996. - N 2. - С.32-34.
Важную роль в воспитании детей в духе межнационального согласия народная педагогика отводила обычаю гостеприимства как одной из важнейших человеческих добродетелей, а гостя считала святыней:
Чеченцы / отв.ред. Л.Т. Соловьева, В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова.-М. : Наука, 2012. - 622 с. - (Народы и культуры)
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
В сегодняшних российских условиях в опоре на народные педагогические традиции следует искать решение проблемы формирования гармоничной личности, передачи молодому поколению морально-этических, культурных норм, развитию духовности и патриотизма россиян.
Выставка работает с 5 по 20 октября 2015 года.
Ю. В. Обходская

Режим работы библиотеки:
понедельник, вторник, среда - 10:00-19:00;
четверг, пятница - 10:00-18:00;
перерыв на обед - 13:00- 14:00;
суббота, воскресенье - выходной.




Теги:



Возврат к списку