Домовая резьба — самарская и сызранская — представляет собой картину своеобразных художественных традиций, следы которых глубокими корнями уходят в хозяйство, быт и культуру Средневолжского края, где был стык древних дорог промысловиков-охотников, кочевников-скотоводов и пришедших позже земледельцев. Домовая резьба подразделяется на долотную, пропильную, рельефную и накладную.
Плетение из лозы. В России из лозы плели корзины, верши, мережи и другие снасти для рыболовства. В начале прошлого века плетением занимались 37 тысяч кустарей в 17 губерниях. В 1920 году вышел каталог, в котором предлагались разработанные формы книжных полок, кресел, столов, 6-местных скамеек. В то время крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. В Безенчукском, Алексеевском и Нефтегорском районах в XX веке существовали мастерские и цеха по плетению из лозы мебели и предметов интерьера. Лозоплетение и по сей день является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.
Роспись по дереву. В советский период, особенно в 60-70-е годы, развитие прикладного творчества получило новый толчок. Из столичных профильных учебных заведений разъезжались специалисты в регионы по всей стране, богатые лесом, глиной — сырьем, необходимым для прикладных видов искусства. Так, в Куйбышевской области существовала Жигулевская фабрика художественных изделий, но традиция росписи по дереву была искусственно привнесена в художественную жизнь нашего края. В то же время ее мастера занимались исследованием местных традиций и опирались на них в процессе своей работы. Впоследствии художественной росписью по дереву занимались жигулевский «Город мастеров» – коллектив, состоявший из бывших сотрудников фабрики и их учеников, «Дом народных ремесел и декоративно-прикладного искусства» в г. Похвистнево, народная самодеятельная студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Палитра» Хворостянского района.
Гончарное производство не имело у нас широкого распространения, тем не менее выделяются центры в Сызранском, Похвистневском, Кинель-Черкасском районах. В Самарской губернии делали и глиняные игрушки. Когда-то это были ритуальные фигурки, связанные с сельскохозяйственными обрядами, которые сопровождались громким свистом. Поэтому не случайно преобладали игрушки-свистульки. Тематика – женские фигурки, конь, всадник, птицы, олень, баран, сюжетные композиции.
Источник: https://vnsmi.ru/sobitya/samarskaya-mozaika-tradicionnyx-remesel/