Ткачество было распространено и как домашний, и как организованный промысел.
Характерно производство льняных холстов, пестряди, ткачество кушаков. В губернии в XIX веке в селе Максимовка жили молокане, которые и привезли технику создания полотен из Тверской области. В нашем регионе вместо хлопковых нитей стали использовать овечью шерсть. У нас были и башкирские, и татарские поселения, и русские села. Поэтому со временем тканые изделия приобрели смешанный местный колорит. При ткачестве использовали так называемую ремизную технику: это многоцветье, пестрядь, аналог французского жаккарда.
Крупным центром ковроткачества был Клявлинский район и его села Черный Ключ и Бор-Игар. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы, которые главы семей мастерили для своих жен, сестер и дочерей. На них изготавливали одежду, а затем украшали ее яркой вышивкой. В 1970-1980-е годы в этих селах было очень распространенным умение ткать ковры. Для этого использовалась овечья шерсть, которую бережно собирали, мыли, чистили и вычесывали. Пряжу тоже делали вручную. Во многих сельских домах до сих пор сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы. Нередко на изготовление одного ковра уходило от полугода до года. Чувашское поселение Черный Ключ получило наибольшую известность как центр ковроткачества. Работы мастериц выставлялись на ВДНХ.
Золотошвейное и белошвейное производство – центром является Самарский Иверский женский монастырь.
В обители существовали золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая мастерские. Также в стенах Иверского монастыря сформировалась филейно-гипюрная вышивка. Монахини Самарского женского Иверского монастыря достигли значительных высот в этом искусстве.
Под руководством игуменьи Антонины они вышивали Самарское знамя – легендарный символ освобождения балканских народов от османского ига. Эскиз необычного дара братскому народу разработал самарский художник Николай Симаков. На одной стороне красно-бело-синего полотнища в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, они изобразили славянских первоучителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой — Иверскую икону Божьей матери, во имя которой в Самаре и был основан женский монастырь. На широкой голубой ленте была помещена вышитая золотом надпись: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.». И ниже: «Слава болгарскому народу. 1876 г.»
Помимо этих промыслов, существовало и домашнее ремесло (изготовление изделий для нужд своего хозяйства), в том числе изготовление традиционного костюма, вышивка и кружевоплетение. В контексте народного костюма выделяется создание кукол в стилизованных традиционных народных костюмах. Также существовали промыслы по обработке металла (изготовление топоров, подков, сбруи).
Источник: https://vnsmi.ru/sobitya/samarskaya-mozaika-tradicionnyx-remesel/