
В обществе существует немало стереотипов о представителях разных национальностей. И если некоторые не оказывают прямого негативного влияния на образ того или иного народа, а некоторые даже льстят ему, то существование других рвёт нити, связывающие все национальности в один сильный многонациональный народ, и возводит между людьми искусственные стены непонимания и неприятия.
Стереотипные представления о цыганском народе нередко можно отнести к последнему типу. На развенчивание таких негативных стереотипов и должна быть направлена совместная работа государства и институтов гражданского общества.
Цыганские общины, как правило, живут обособленно, изолированно от другого населения, в связи с чем у них нередко возникают проблемы с оформлением документов и, как следствие, определением детей в учебные заведения, устройством на работу, трудности финансового характера. Получается замкнутый круг: члены цыганской общины не могут социально адаптироваться, так как не могут использовать привычные пути этой адаптации. Кажется, что судьба любого, родившегося в таких условиях, предопределена. Однако этот замкнутый круг можно разорвать извне.
С конца 2016 года в Самарской области реализуется проект, который как раз направлен на содействие в социализации цыган, на снижение уровня цыганофобии в обществе. Проект реализуется Самарской региональной культурно-просветительской общественной организацией «Ассамблея народов Самарской области» в посёлке Яицкое муниципального района Волжский Самарской области.
Цыганская община посёлка Яицкое — котляры, или кэлдэра́ры, котельщики — цыганская этническая группа, которая входит в состав большой цыганской группы рома. Название связано с традиционным занятием котляров — паянием металлических изделий — в XIX веке это были преимущественно котлы. В начале XXI века котляры остались без традиционного вида заработка. В поисках лучшей доли в начале 1990-х годов они переселились в поселок Яицкое.
На протяжении этих месяцев участники проекта и волонтеры — а неравнодушных людей, готовых принимать деятельное участие в проекте, оказалось немало — при активной поддержке администрации муниципального района Волжский Самарской области помогают этой общине в социальной адаптации: содействуют в оформлении, получении и восстановлении личных документов; оказании медико-санитарной помощи членам общины; организовывают серии встреч по духовно-нравственному просвещению и воспитанию членов общины; проводят занятия по обучению цыганских детишек.
Как отмечают участники проекта, для решения вышеперечисленных задач очень важно построить доверительные отношения с людьми, чтобы слова и обещания не расходились с делом. Для цыган это тоже хороший пример. Кураторам этого проекта — Юлии и Галине Павловне Вернигор, а также волонтерам, которые помогали им в реализации проекта, это удается. Они с открытым сердцем пришли в общину, чтобы увидеть ее жизнь изнутри, и стали для членов цыганской общины друзьями, близкими людьми, которым можно доверять и которые — и это даже важнее для цыган — доверяют тебе.
Проект направлен на то, чтобы цыганская община, сохраняя свою самобытную культуру, смогла войти в социум, адаптироваться в нем, соблюдая законы государства. Для этого важно, чтобы произошли изменения в ценностных убеждениях самих цыган.
Участники проекта наладили взаимодействие с МБОУ СОШ № 52 в поселке Кряж, где учится часть детей из цыганской общины. Среди приоритетных задач проекта: установление дружеских отношений между учащимися школы и ребятами из цыганской общины, повышение самооценки цыганских детей и их мотивация на получение среднего образования.
Одно из важных направлений проекта — помощь в ликвидации безграмотности членов общины, обучение детей, подготовка их к школе. Показательно, что дети из общины, которые не учатся в школе (по причине отсутствия документов) с радостью откликнулись на возможность обучения, старательно выполняют все задания. Сейчас в домах проводятся занятия с детьми, присоединяется и некоторая часть взрослого населения.
Галина Павловна Вернигор рассказывает: «Дети в общине очень способные. Во время занятий у них меняется поведение, они с огромным интересом погружаются в занятия, с нетерпением ждут следующих встреч. Мы этому очень рады. Дети начинают узнавать буквы, учатся считать, спрашивают, когда же и они будут учиться в школе. Раз в неделю мы проводим занятия по подготовке детей к школе. Занятия мы проводим в нескольких домах, волонтеры приезжают каждую неделю — это около десяти человек.
У многих представителей общины нет документов: паспортов, медицинских полисов, у детей — свидетельств о рождении [В оформлении документов, по подсчетам, нуждается около 100 человек]. Мы помогаем в оформлении документов, потому что члены общины не знают, куда, в какое учреждение идти, как нужно заполнить заявление, различные документы».
На днях в администрации муниципального района Волжский состоялось совещание по обсуждению проблемных вопросов поселка Яицкое с участием представителей различных уровней власти района, которое было инициировано заместителем главы администрации района Волжский по социальным вопросам Лысиковой Ольгой Геннадьевной, на котором были определены конкретные задачи в этом направлении.
Участники проекта не намерены прекращать начатую работу, так как очевидно, что трех месяцев недостаточно: за истекший срок сделан только первый, но, пожалуй, самый важный шаг — налажен диалог, стерты границы между «они» и «мы». Это доказала очередная встреча, которая прошла в цыганской общине Яицкого 4 февраля. Она была инициирована Романом Алексеевичем — главой цыганской общины: ведь членам общины хочется показать свою культуру. В одном доме собрались члены общины — взрослые и дети, участники проекта, волонтеры. С радостью приняла приглашение посетить этот небольшой праздник и руководитель управления национальной и конфессиональной политики департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области Надежда Петровна Осипова.
Сами члены общины признают, что жить, как раньше, нельзя. В ходе встречи многие взрослые мужчины посетовали на то, что в близлежащем Южном городе, где нужны рабочие руки на стройке, с удовольствием берут таджиков, узбеков, а цыган не берут. И это тоже проблема. Возможно, появись заработок у взрослых, дети не мерзли бы в домах с печным отоплением, появилась бы одежда, чтобы ходить в школу. Уважаемая в общине бабушка Тамара также признала, что цыгане хотят жить в цивилизованном обществе, не как раньше, но как это сделать — пока не знает.
В этот день в доме звучали романсы — грустные и веселые, на русском и цыганском языках; были зажигательные цыганские танцы, общение, угощение пловом. Всех участников встречи в этот день объединяло то, ради чего весь проект и замышлялся — доверие между людьми, уважение, стремление жить лучше. И надежда, что жизнь здесь наладится.
Об отношениях с нецыганским населением: «Цыгане чувствуют себя виноватыми, отверженными. Это привнесенное мнение о них, и они продолжают соответствовать этому мнению. Они же открыты, как дети. Так как мы в социуме, то на нас больше ответственности: мы должны нести прогресс, помочь в социализации. Мы должны прийти к доверию, чтобы у них ушел страх». |









А также на эту тему:
С этнокультурным многообразием Самарской области может познакомиться любой желающий
В.В.Путин: «Нет другого более близкого нашему сердцу места, чем Родина»
В Чапаевске в шестой раз прошел межнациональный фестиваль имени Виктора Карабаненко
Международный день цыган отметят в Самарской области
Теги: дружба народов, Самарская область, цыганская община, муниципальный район Волжский, цыгане, Яицкое, Международный день цыган, Виктор Карабаненко