Вернуться к обычному виду
«Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Л.Н. Толстой

Цыганские традиции: свадьба

Цыганские традиции: свадьба 01.04.2020

Россия - многонациональная страна, сколько в ней народов, столько же и свадебных традиций с глубокими культурными корнями и собственным неповторимым колоритом.

Мы продолжаем публиковать материалы из цикла, посвященного цыганской культуре и выдающимся представителям цыганского народа. Сегодня мы расскажем о том, как испокон веков цыгане празднуют свадьбы – одно из самых значимых событий в жизни.

 

У цыган свадьбы проводились по решению старших и устраивались в любое время года, но чаще всего летом. Не проводились они лишь во время православных постов и траурных дней.

После сватовства, как правило, у цыган, как и многих других народов, шел обряд выкупа.

У кэлдэраров и крымских цыган выкуп делался во время сватовства или после него. Выкуп (у кэлдэраров — андо васт — буквально «в руку») — это отчасти знак уважения от семьи жениха, отчасти компенсация отцу невесты за то, что он лишается потенциальной добытчицы, ведь женщина в цыганской семье должна приносить ежедневный доход.С невестой в приданное давали перины, подушки, одежду и золотые украшения.

Для проведения свадьбы выбиралось место. К назначенному дню свадьбы приглашались и съезжались несколько семейств цыган. Гости преподносили молодым подарки в виде ценных вещей или денег. «Мандар ханцы катар о Дел май бут» — «От меня немного, от Бога больше», — приговаривали цыгане, преподнося молодым дары.

С середины XIX века родители благословляли детей иконами. А вот венчание в церкви появилось позже - в начале ХХ века.

Традиционно, мужчин и женщин во время праздника сажали за разные столы, молодые сидели вместе. Во время свадебного застолья родители произносили напутствие молодым.

Интересно, что дары молоды преподносили, если невеста была непорочна. Если же нет, что встречалось довольно редко, то все свадебные расходы возмещали её родители.

Сразу после свадьбы невесте на голову надевали платок, а на юбку фартук. С этого момента она не должна была показываться перед мужчинами с непокрытой головой. У кэлдэрарок менялась и причёска: замужняя женщина заплетала маленькие косицы у самого лба, закручивая волосы вверх и приплетая их к косам. Эта причёска называлась «амболдинари». Платок тоже повязывался по-особому (типа амболдинари) — концы закручивались жгутом и завязывались сзади. Изменения причёски, платок, фартук — всё это символизировало переход девушки в новую социальную группу.

Длительность торжества зависела от состоятельности семей, чьи дети вступают в брак. Длились свадьбы от двух-трех дней, до целой недели. Поскольку свадьба - чуть ли не самое важное событие в жизни семьи, денег на неё не жалели: торжества гремели по всем селам. Широкие гулянья, праздничная езда от села к селу, обязательное угощение вином прохожих: некоторые свадьбы разоряли семью.

И в нынешние времена важным считается свадебное застолье: только после него цыганский брак признается всей общиной.

В наши дни цыганская свадьба нередко сопровождается регистрацией брака, которая, как правило, не вплетена в канву традиционной свадьбы. Зарегистрировать свой брак цыганские пары могут в любое время, до традиционного обряда или после него. Но только после традиционного обряда двое считаются мужем и женой. С переходом цыган на оседлый образ жизни расширяются досвадебные и послесвадебные обычаи и обряды, разумеется, заимствуются элементы обрядов у окружающего населения. Такие элементы прекрасно встраиваются в общую канву торжества и служат прекрасным материалом для изучения развития цыганской культуры.





Возврат к списку