Вернуться к обычному виду
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможна лучше».

Н.А. Добролюбов

Ту би-Шват – еврейский «Новый год деревьев»

Ту би-Шват – еврейский «Новый год деревьев» 17.01.2022

Ту би-Шват – еврейский праздник, название которого переводится как «Новый год деревьев». Ту би-Шват – праздник крестьянского труда, праздник природы, праздник, выражающий любовь к деревьям, чьи глубокие корни ассоциируются с глубокой связью народа со своей землей. Суть еврейского праздника Ту би-Шват – любовь к родной земле и связанным с нею заповедям. Он отмечается 15-го числа пятого еврейского месяца Шват и в 2022 году выпадает на 16-17 января.

Ту би-Шват имеет древнюю историю. Он упоминается в Мишне (собрание Устного Закона) как один из четырех новых годов еврейского календаря: в иудаизме существует четыре хронологии, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого – нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого – тишрей) – история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц – элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц – шват) – растений.

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользу бедныx. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года.

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах.

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева – как жизнь человека, плоды дерева – как дети.

Праздничная трапеза в этот день состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это – пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов.

В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Постепенно сложилась традиция, согласно которой, в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Особой популярностью этот праздник стал пользоваться и среди сторонников природоохранных организаций.




Теги: Праздник, Ту би-шват, Евреи



Возврат к списку