Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

УДЭГЕЙЦЫ

УДЭГЕЙЦЫ 04.08.2021

УДЭГЕЙЦЫ (самоназвания– удэ, удээ, удэге́, удэхе́) – тунгусо-маньчжурский народ на юге Дальнего Востока России.

До тридцатых годов прошлого столетия народ не имел единого самоназвания, в жизни использовали имена, основанные на территориальной принадлежности: хунгаке, бикинка, унинка и другие. Современное название «удэгейцы» в формах удихе, удэхэ, удихэ, удихейци, удээ ввел этнограф С.Н. Браиловский. Впоследствии народ принял общее имя, что позволяет отнести название к разряду этнонимов.

Численность удэгейцев в России – 1500 человек, в Самарской области – 2 человека.

Удэгейский язык относится к алтайской языковой семье, тунгусо–маньчжурской ветви.

Удэгейцы относятся к среднеазиатскому виду монголоидной расы, ее байкальскому типу. Наряду с ярко выраженными чертами монголоидной внешности представители народа отличаются гораздо более светлой кожей и менее выраженной пигментацией волос и глаз.

Удэгейцы – охотники и рыболовы, обработкой земли не занимались, из животных разводили лишь собак, которых впрягали зимой в нарты для перевозки грузов. Охотились на изюбров, пятнистых оленей, кабанов, медведей. С весны до осени занимались рыболовством: летом добывали горбушу, осень кету, весной хариуса и других мелких речных рыб.
По случаю убийства медведя устраивали медвежий праздник с культовыми обрядами. Особое значение имело ритуальное поедание головы медведя, череп животного надевали на шест, устанавливаемый в лесу. А вот уссурийского тигра убивать запрещалось: встретив его след, охотники произносили молитвы, просили у тигра помощи, защиты и удачной охоты. Особое отношение к этим животным связано с верой, что удэгейцы в далекой древности произошли именно от них.

Традиционная удэгейская одежда – пошитый из ткани или ровдуги халат типа «кимоно», застегивающийся на правую сторону. Мужской халат доходил до коленей, женский был длиннее. Нательная одежда – узкие штаны из камуса, доходящие до голеней или бедер наговицы. В холода носили меховые куртки, варежки, закрывающие шею тканевые капоры, маленькие круглые шапки с беличьими хвостами.

Женский наряд украшался богаче мужского. Неизменный атрибут – нагрудник, декорированный бисером и монетами. Рукава, подол, кромка халата украшались меховыми аппликациями и вышивкой.
Традиционный орнамент содержал геометрические и растительные мотивы, популярный узор – мелко закрученные спирали. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, девушки дополнительно украшали их накосниками с бусами и монетами.

Удэгейцы жили общинами, состоявшими из одного или нескольких родов, считавшихся по мужской линии. Во главе каждого рода стоял старейшина, выбираемый из числа наиболее уважаемых представителей старшего поколения. Старейшины принимали важные общественные решения, разрешали бытовые конфликты, выступали в роли судей, руководствуясь сводом родовых правил.

Важную роль в жизни удэгейцев играли шаманы, участвовавшие во всех значимых родовых событиях, проводивших камлания и традиционные праздники. Шаманы использовали варганы, бубны, горловое пение, специальные маски «хамбаба». Считалось, что, надев маску, шаман перевоплощается в духов предков, выходит с ними на связь.

В древности народ верил, что земля лежит на спине огромного дракона, покоящегося на воде. Позже в верованиях появились идеи о бессмертии души, перемещавшейся между несколькими нижними и верхними мирами.

Удэгейцы считали, что окружающий мир населен добрыми и злыми духами: гор, озер, болот, воды, тайги. Особо почитали дух огня: очаг мог разводить только мужчина, огонь в нем никогда не должен был потухать. Чтобы соблюсти традицию, при каждом переезде угли от домашнего очага сгребали в опаленную емкость и перевозили с собой на новое место.

 

Интересный факт:

Землю, луну и звезды удэгейцы одушевляли. Например, считалось, что втыкать в землю нож – дурная затея, обязательно придет несчастье, если это сделать. Солнце же, согласно местным поверьям, к ночи умирало, а по утрам возрождалось вновь. Но ему мешала всякий раз это сделать Небесная собака – злейший враг солнца, который всегда стремится его проглотить. В дни солнечных затмений так и происходило. Тогда люди начинали стучать в бубны, громко звенеть железом – Небесная собака должна была испугаться. Они громко радовались, когда солнечное затмение заканчивалось и хорошенько веселились по этому поводу.




Возврат к списку