
Казанский кот появился в Козьмодемьянске (Республика Марий Эл). На День художника в город съехались мастера со всей России, они подарили Козьмодемьянскому музейному комплексу интересные и запоминающиеся подарки. Одним из презентов стал керамический «Казанский кот», сделанный мастерицей из Сызрани Светланой Борисовой. Зеленоглазый глиняный кот с проволочными лапками и хвостом одновременно воплощает в себе новые веяния в области керамического искусства и напоминает об исторических традициях.
В творчестве Светланы Борисовой гармонично соединились черты традиционного прикладного искусства народов, живущих в Поволжье. Она родилась в Казани. Училась на художественно-графическом отделении Чувашского государственного педагогического института, работала на комбинате народно-художественных промыслов в Казани. Именно здесь она открыла для себя глину, научилась видеть, понимать и использовать ее возможности. Переехав в Саранск, Борисова начала вести кружок керамики в детском эстетическом центре. Обучала искусству керамики студентов Института национальной культуры Мордовского госуниверситета. В творчестве художницы можно выделить два направления. В одних работах она отталкивается от традиций народного искусства, в частности, обращается к финно-угорским мотивам. Другое направление развивает тенденции современной керамики.
Светлана Борисова - участник всероссийских и региональных выставок с 1985 г.: «Российский Север» (г. Киров, 1998г.), «Большая Волга» (г. Саранск,2004 г.), «Россия-10» (г. Москва,2004г.), всероссийской выставки декоративно-прикладного искусства (г. Москва, 2005 г.), «Многоликая керамика Светланы Борисовой» (2007 г.).
«Казанский кот», вылепленный автором в тенденциях современной керамики, несет в своих печальных зеленых глазах грусть веков, взирая на нас с мудростью и пониманием. Небольшая фигурка олицетворяет интересные исторические и культурные смыслы.
По преданию, императрица Елизавета Петровна узнала, что в Казани нет мышей. В те времена в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, сильных, активных животными «с крупной головой, мускулистой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом». По высочайшему приказу от 13 октября 1745 года тридцать казанских котов были перевезены в Санкт – Петербург для ловли мышей, в изобилии расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце. Определённые на государеву лейб-гвардейскую службу и особое довольствие, коты сделали своё дело. В XVII—XIX веках собирательный образ кота казанского, получившего имя Алабрыс, стал излюбленным персонажем лубков, а в XXI веке —героем произведений в жанре городской скульптуры.
Один из памятников установлен в Казани на улице Баумана в 2009-м, другой в том же году — в окрестностях города, в Раифском Богородицком монастыре, на берегу озера.
Теги: Марий Эл, Козьмодемьянский музейный комплекс, Казань, Саранск, Раифский Богородицкий монастырь