
К концу XIX века гжельское производство пришло в упадок в связи с промышленным кризисом страны и возобновилось только спустя век. После революции почти все заводы в Гжели остановили свою работу и изделия из керамики изготавливали только кустарные мастера. В начале XX века купцы Кузнецовы, уроженцы деревни Гжель, предприняли попытку возродить промысел. Тогда гжельские изделия даже стали активно экспортироваться в другие страны. Но особой популярности они не получили.
С 1945 года начинается новый этап в развитии этого ремесла. В середине XX века мастера стали собираться в добровольные объединения и расписывать белый фарфор только синей краской. Так кобальт укоренился и стал отличительной чертой гжели. В это же время один из гжельских мастеров — Салтыков А. Б. — утвердил технику мазков для гжельской росписи.
С 1960 года гжельская керамика стала участвовать в зарубежных выставках и получать награды и, как следствие, приобретать всемирную известность. Сбыт изделий налаживался.
На сегодняшний день деревня Гжель — культурный центр этого промысла. Она объединяет художников, мастеров и учеников, влюблённых в гжельское ремесло. Там же, в Раменском районе Московской области, находится Гжельский государственный университет, где учатся будущие мастера, преемники народного промысла.
Процесс создания изделий
Гжельские изделия всегда изготавливаются вручную, будь то частная мастерская или огромный завод. Процесс создания состоит из нескольких этапов.
- Форму изделия выливают из высококачественной смеси фарфора.
- Полученную заготовку обжигают в печи.
- Высохшую форму расписывают красками.
- Покрывают поверхность подготовленной смесью глазури.
- Повторно обжигают изделие в печи, чтобы сохранить рисунок и сделать материал долговечным.
Техника росписи
Синий рисунок выполняется одной краской — кобальтом, который приобретает синий цвет после термообработки. Мастера разбавляют вещество водой, наносят узоры мазками, линиями, а в орнамент добавляют растительные мотивы. Профессионалы выводят рисунок на поверхность точно и быстро.
Выделяется несколько мотивов гжельской росписи:
Сюжеты: сельские сцены, времена года, пейзажи.
Орнамент: сетки, камельки, гребёнки.
Животный мир: в этой категории популярнее всего птицы.
Растения: цветы, ягоды, ветки.
Самый популярный рисунок — роза. Её форма доводилась до совершенства столетиями: тугой бутон из тёмных лепестков и голубые ажурные раскинутые лепестки. Роза получила название «агашка», от распространённого тогда в гжельской местности имени Агафья.
Источник: https://www.sima-land.ru/o-kompanii/novosti-kompanii/3135/





