Вернуться к обычному виду
«Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

М.А. Шолохов

В Самаре для аудиовизуальной энциклопедии народов Поволжья записали фрагмент чувашского свадебного обряда

В Самаре для аудиовизуальной энциклопедии народов Поволжья записали фрагмент чувашского свадебного обряда 29.10.2019

13 октября в Самаре, в Доме культуры «Заря», состоялись съемки чувашского свадебного обряда «Выкуп невесты от посаженных родителей», бытовавшего в Похвистневском районе Самарской области. Его для аудиовизуальной энциклопедии народов Поволжья «Возвращение к истокам» показал народный чувашский ансамбль песни и танца «Самар ен» («Самарский край»).

Руководитель ансамбля Любовь Максимова рассказала: «Фрагмент этой свадьбы я записала у моей матери - Мироновой Валентины Фадеевны, ей исполнилось 84 года. Всю жизнь она прожила в селе Староганькино Похвистневского района Самарской области. Было очень сложно выучить плачь невесты, и свадебные песни, но наш ансамбль «Самар ен» прекрасно справился. И когда Арина Фечина предложила нам участвовать в этом проекте, мы с удовольствие согласились».

Чуваши самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем, и даже грехом, умереть незамужней или неженатым человеком. Ведь человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители, — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Свадьбы чуваши проводили большей частью в летнее время. Предпочтение летним дням сохранилось до самого последнего времени, хотя сейчас играют их в любой сезон. Воздерживаются на Пасху, на недели Пасхи, на Масленичную неделю, стараются не играть свадьбы в Великий пост и Петров пост.

Традиционно у чувашей обряды свадебной церемонии в доме жениха и в доме посаженных родителей (невесту в первый день свадьбы привозят в дом посаженных родителей) начинаются одновременно, но раздельно. В доме жениха собирают свадебный поезд. А невесту подруги готовят к замужеству в доме посаженных родителей, которые очень помогают родителям жениха в подготовке к свадьбе... А женщины готовят стол.

За невестой приезжают не все родственники жениха. Только очень близкие родственники, друзья. Обычно приезжают молодые люди. Весь путь к дому невесты сопровождается песней. Есть песни, которые поют только до дома невесты, есть песни, которые поют до дома жениха. На каждый момент свадьбы существовала своя отдельная песня. Выкуп невесты происходит как и в других свадьбах.

Любовь Максимова рассказала: «Раньше невеста под свадебным покрывалом пела песню-плач. Мне моя мама спела эту песню. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему. В этой песне невеста прощается с родителями, с подругами. Сейчас невеста уже не поет такую песню. Но остался обряд коленопреклонения родителям и родне. Покидая родной дом, невеста с женихом встают на колени перед родителями и близкой родней невесты. Невеста просит благословить их. Родители дают наставления молодым, советы.

Мама рассказывала, что мои тети Клава и Нина очень плакали в это время. Потом они вспоминали, что в этот момент поняли, что уходят из семьи, из родного дома, навсегда.

Обычно жених заходит в дом через дверь на крыльце. Молодые из дома выходят через ворота во дворе. У нас в деревне принято, что главными дверями считаются ворота: и приводят невесту, и выводят, и солдата провожают, и гроб с покойником выносят только через ворота. И все должны следить, чтобы во время обряда никто не прошел между ними.

Если у кого-то у молодоженов нет одного из родителей, т.е. умер, то перед регистрацией молодые едут на кладбище на могилу родителя.

Обычно родители невесты не присутствуют на регистрации брака. После регистрации в центре деревни машины объезжают три круга . В это время свидетель жениха и сам жених бросают монеты на землю. Дети, зная, что в этот день свадьба, уже ждут свадебный поезд. Если жених бросает только мелочь, то его ругают, называют жадным. Даже через несколько лет после свадьбы можно услышать, что человек очень скупой, что пожалел деньги детям в этот важный день.

Первый день свадьбы играют у жениха. Родители жениха молодых встречают с караваем, иконой. Каравай пекут родственницы жениха. Пекут обычно вдвоем. Ни в коем случае втроем или одна. Они должны быть обязательно замужем, не вдовы. У них должны быть дети. То есть хлеб пекут счастливые жены и матери.

За стол принято сажать в определенном порядке. Так как народу много, то за один стол все гости не поместятся. Первыми садится за стол молодежь, потом гости со стороны невесты, третьими – гости со стороны жениха. И так три раза за вечер. В это время остальные гости танцуют, поют во дворе.

Песни у чувашей очень красивые. У каждой стороны должен быть свой гармонист. В доме невесты играет на гармони родственник невесты, а в доме жениха – родственник жениха. Гостей угощают пивом, пирогами. Вечером родственники жениха переодевают невесту из свадебной в женскую одежду и завязывают фартук и платок. Фартук невесте заранее шьет её свидетельница. С этого момента она уже не невеста, а жена.

Невеста угощает всех пивом. Гости, после того как выпили пиво, кладут в кружку деньги. И молодая обходит всех гостей свадьбы. После этого гости расходятся по домам.

И что ещё примечательно для жителей нашей деревни, что на свадьбу кроме подарка берут с собой угощения, выпивку. У нас принято приходить на такие мероприятия как свадьба, похороны, ниме — устройства помочей при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая — не с пустыми руками. Каждый хочет помочь своим родственникам».

Любовь Максимова подчеркнула: «Обряд – это то, чем живет народ. Поэтому каждый народ должен знать свою культуру. Это необходимо для того, чтобы люди чувствовали свою общность, для сохранения и преумножения духовного богатства души. Конечно, многие национальные черты свадебного чувашского обряда перемешались, некоторые вовсе исчезли, вытесняясь новыми, возникающими со временем. Неизменным осталось главное – рождение семьи, продолжение рода человеческого».

Фото Екатерины Елизаровой/ «Самарская газета»

тарельк2.jpg




Возврат к списку