Вернуться к обычному виду
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможна лучше».

Н.А. Добролюбов

В Самаре открылась обновлённая экспозиция русской иконописи

В Самаре открылась обновлённая экспозиция русской иконописи 22.12.2016

15 декабря 2017 года Самарский областной художественный музей открыл для своих посетителей зал с обновленной экспозицией, в которой представлены русская иконопись и предметы религиозного культа XVI — XIX вв. Постоянная выставка содержит около 50 икон, самым старинным из которых порядка четырехсот лет. Собрание русской иконописи в музее обширно и разнообразно.

Наиболее ранний изобразительный памятник экспозиции — икона «Спас оплечный» (середина XVI века). Икона поступила в музей в 1918 году. Предполагают, что образ был привезен членами Самарского общества археологии, истории и этнографии в одну из экспедиций по Иргизским старообрядческим монастырям. Иконопись конца XVI века также представлена иконами «Ветхозаветная Троица» и «Никола Зарайский с житием», которые относятся к ярославской школе.

Наиболее полно и разнообразно в экспозиции представлен XVII век. Посетители музея смогут увидеть редкий памятник русской культуры — икону «Воскресение — Сошествие во ад». Образ отличается сложной композицией и наличием детально проработанных дополнительных сюжетов. Иконография продиктована текстом апокрифического Евангелия от Никодима. Помимо этого, в музее выставлены такие художественные памятники русской иконописи, как «Воскресение Господне», «Рождение Богоматери», которые являются образцами знаменитой ярославской школы, расцвет которой пришелся на XVII столетие. Образ «Богоматерь Корсунская» знакомит с традициями иконописных мастерских Оружейной палаты Московского Кремля последней трети XVII века.

В экспозиции представлены и иконы нового времени (XVIII — XIX вв.). Среди них: «Троица Ветхозаветная», «Единородный Сыне и Слово Божие», «Троица Новозаветная» и др. В музее отдельно очерчен круг изобразительных памятников, созданных в мастерских Сызрани в конце XIX — начале XX веков. Сызранскую иконопись отличает стройность композиции, ясность иконографии, наличие орнамента в виде черного цветка по золоченой лузге, некоторая графичность письма (например, иконы «Семь Отроков Эфесских», «Богоматерь Неопалимая купина» и др.).

Предметы культовой меднолитной пластики XVII — начала XX века (литейные мастерские Москвы, Гуслицы, поморского Выга и иных районов) занимают значительную часть экспозиции.

Весомая часть представленных образов хранилась в фондах и не экспонировалась длительное время. Теперь экспозиция, обновленная и дополненная, знакомит посетителей с прекрасными образцами русской иконописи и декоративного искусства.




Возврат к списку