Вернуться к обычному виду
«Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

В.Г. Белинский

В Самаре открылась выставка «Лики староверия»

В Самаре открылась выставка «Лики староверия» 16.06.2016

16 июня 2016 года в Самарском областном художественном музее открылась выставка «Лики староверия», которая будет работать до 18 июля 2016 года.

На ней представлены фотографии и предметы, иллюстрирующие историю не только самой Самарской общины Русской Древлеправославной Церкви, но и Древлеправославной Поморской Церкви России и стран ближнего зарубежья с XIX века до наших дней.

Посетители выставки могут познакомиться с фотографиями старообрядческих храмов и общин, деятелей староверия и купечества, фотографиями из семейных альбомов Самарской, Саратовской Владимирской и других областей России. Представленные на выставке фотографии предоставляют возможность увидеть как религиозную, так и повседневную стороны жизни староверов России. Особый интерес представляют фотографии инокинь Зигальгинского (Южный Урал) и Убинского (Восточный Казахстан) монастырей, а также крестных ходов в Пустозерске (к часовне на место сожжения протопопа Аввакума), в Самаре (от современного Храма по ул. Л. Толстого, 17 к месту бывшего Храма на ул. Ленинской, 164, с установкой там «Поклонного Креста»), в Санкт-Петербурге (на освящении восстановленного Храма Знамения Пресвятой Богородицы на ул. Тверской, вокруг храма).

Староверие – это общее название религиозных течений и организаций, возникших в русле русской православной церкви как реакция на церковную реформу, предпринятую в 1650 – 1660-х Патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Ею провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью константинопольской. В оппозиции к реформаторам оказались сторонники старой богослужебной традиции, которые на протяжении 350 лет бережно сохраняют древние церковные традиции и уклад жизни, живут несколько обособленно и закрыто.

По данным переписи 1897 года, в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человека. В Самарской области проживало 97 522 человека, придерживавшихся старообрядческой традиции. Сегодня Самарская община Древлеправославной церкви является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье. В её фондах хранятся редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари и более 1000 фотографий из семейных архивов прихожан, наставников не только из Самарской области, но и других регионов России. При общине действует собственный музей, который активно пополняется редкими документами, предметами быта, старинными иконами, литьём и книгами. В нашем регионе зарегистрировано 10 старообрядческих религиозных организаций, относящихся к Древлеправославной Поморской Церкви, Русской Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси), Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; после 2002 — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.

Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в России и за её границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие, основанное в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Брэиле (Румыния).

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.




Возврат к списку