Вернуться к обычному виду
«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов, всегда обращается против него самого».

Фридрих Энгельс

В Севрюкаево встретили Уяв — наступила пора хороводов и веселья

В Севрюкаево встретили Уяв — наступила пора хороводов и веселья 24.05.2017

22 мая 2017 года общественная организация «Местная чувашская национально-культурная автономия г. Тольятти», совместно с администрацией села Севрюкаево муниципального района Ставропольский Самарской области провела чувашский традиционный календарный праздник «Уяв».

Перед началом праздника с приветственными словами к собравшимся обратились председатель правления общественной организации «Местная чувашская национально-культурная автономия г. Тольятти» А.П.Бикмурзин, глава сельского поселения Севрюкаево Н.Н.Алимбатров, представитель администрации муниципального района Ставропольский Самарской области. Они выразили благодарность чувашскому народу и национальным общественным объединениям за сохранение чувашской культуры, традиций, пожелали исполнения всех желаний и дальнейших успехов в деле сохранения и пропаганды народных традиций и богатейшего национального наследия.

По традиции открылся Уяв большим общим хороводом. После проведения хоровода состоялся концерт, в котором участвовали фольклорные ансамбли и солисты из городов Тольятти и Жигулевска, села Севрюкаево. Закончился праздник поздно вечером хороводом на поляне около Дома культуры села Севрюкаево.

Традиция проводить весенний праздник «Уяв» уходит в далекое прошлое. В чувашских селениях существовал обычай встречи и проводов Уява. Уяв начинался обычно после Николы летнего (22 мая), а завершался торжественными проводами на Петров день (12 июля) и длился, таким образом, 7 недель. Для его встречи молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся к востоку от селения, и до позднего вечера водила там хороводы. В деревню возвращались с песней «Уяв юрри» — это обрядовые песни, исполняемые только в течение этого периода, — открывавшей пору молодежных гуляний и хороводов.

В период Уява хороводы водили каждый день с утра и до позднего вечера. Вечерами под деревом жгли костры, и вокруг них кружились несколько кругов. Особенно торжественно проводили хороводы по пятницам и воскресеньям. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. В хороводных песнях выражалось благодарение животворящим силам природы. Считалось, что чем больше песен исполнялось на хороводах и чем громче их пели, тем легче будет сельчанам в страдную пору. У чувашей существовал запрет на исполнение песен из цикла «Уяв юрри» в другое время года.

Завершался Уяв с наступлением сенокосной поры, на Петров день. Последний день, или проводы Уява, справлялся особенно торжественно. Во многих песнях последнего дня Уява звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры. Перед началом основного торжества группа сельчан обходила с песнями деревню по направлению солнца. Уяв провожали уже на закате солнца также с песнями: все участники обряда отправлялись на западную окраину деревни и, в последний раз исполнив здесь «Уяв юрри», возвращались в деревню уже под обычную застольную песню.

Александр Бикмурзин




Возврат к списку