
Под термином шамаиль объединили в XX в. и произведения каллиграфии, предназначенные для интерьера, и литографированные виды прославленных мечетей, и народные, в лубочном стиле, картины на стекле, и печатные плакаты со сложившейся особой системой сочетания религиозного текста и изобразительно-орнаментальных мотивов. И если истоки одних, например, каллиграфических цитат из коранических сур и хадисов, лежат в профессиональном творчестве каллиграфов-хаттатов, то другие тесно связаны с народной культурой татар, - потребность в «картинах» на стекле и плакатах родилась в народной среде, и их восприятие было рассчитано на простых горожан и сельчан.
Татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения, глубоко проникнув в самосознание народа. Даже для части татар, принявших православие, он сохранил свои основные черты и трансформировался в особый вид татарского православного шамаиля, выполненного в той же манере каллиграфического арабского письма, но с изображением православных храмов.
Председатель национально-культурной автономии татар г.о. Сызрань Ринад Ирфанович Шарафутдинов, побывав на выставке шамаилей в Казани, задумался о возможности развивать традиции этого искусства в Сызрани. В городе шло строительство соборной мечети. Ринад Ирфанович , председатель её Попечительского Совета, стал вести переговоры с мастерами из Казани о создании шамаиля для мечети.
В Центре искусств «Нурани» (г. Казань) изготовили эскиз, а затем его мастерами были созданы шамаили.
В конце июля 2016 года в сызранской библиотеке №18 была организована выставка Лилии Давлетшиной – художника, преподавателя декоративно-прикладного искусства и традиций народных промыслов. Она увлекается основами шамаиля. Лилия представила свои работы, выполненные в разных техниках и стилях, рассказала о своём творчестве.
Участники мероприятия высоко оценили работы мастера. Ринад Ирфанович Шарафутдинов пообещал, что в будущем обязательно познакомит Лилию с казанскими мастерами шамаиля. Может быть, у сызранцев появится возможность любоваться работами в технике татарского шамаиля, украшать ими свои дома и общественные пространства.
Теги: Сызрань, Казань, центр искусств «Нурани», соборная мечеть Сызрани, национально-культурная автономии татар г.о. Сызрань, Ринад Шарафутдинов